ОЦЕНКА БОЕВОЙ ЖИВУЧЕСТИ АВИАЦИОННЫХ ГТ

ОЦЕНКА БОЕВОЙ ЖИВУЧЕСТИ АВИАЦИОННЫХ ГТ

© М.А.Чижиков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.

С появлением новых, усовершенствованных систем вооружения и огневого воздействия на боевые летательные аппараты (БЛА) возникает необходимость оценивать боевую живучесть (БЖ) ЛА как боевого авиационного комплекса (БАК), выполняющего боевую задачу.

Наиболее важным узлом, с точки зрения работоспособности ЛА, является силовая установка и ее системы. Силовая установка современных боевых ЛА состоит, в основном, из двух ТРДДФ, выход из строя которых приведет к потере ЛА и невыполнению боевой задачи. Поэтому оценка БЖ авиационных ГТД является очень актуальным вопросом.

До настоящего времени БЖ авиационных ГТД оценивали косвенно– на этапе испытаний производились отстрелы дорогостоящих образцов уже готового двигателя и ЛА в целом.

Предполагается разработать математическую модель воздействия средств поражения на ЛА (и двигатель в составе силовой установки) и получить таким образом статистические данные по видам повреждений при воздействии конкретного типа средств поражения на конкретный ЛА и двигатель. Далее по видам повреждений оценить техническое состояние двигателя, силовой установки и ЛА в целом, а также вероятность выполнения боевой задачи ЛА после воздействия на него средств поражения.

Такая математическая модель, реализованная на одном из современных языков программирования как приложение в ОС Windows, позволит еще на этапе проектирования ЛА и двигателя разработать и реализовать комплекс мер по повышению боевой живучести.