ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Размышляя о социальных науках, необходимо указать на полезность понятия парадигмы и парадигмального анализа. Парадигма – совокупность убеждений, известных ценностей и знаний, которые объединяют членов одной группы, она определяет теории посредством методологии, образа мысли, убеждений и ценностей. Парадигмальный анализ базируется на концепциях науки и общества. В этой связи нейтральность и чистая объективность науки является онтологической невозможностью. Тождественные мысли мы находим у К.Э. Циолковского. Отсюда:

а) русский космизм как мировоззрение живого, нравственного всеединства человека и Вселенной можно рассматривать и как научное мировоззрение (такой точки зрения придерживался Циолковский), и как особую научную парадигму, объединяющую группу ученых космистов (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский);

б) убеждение и ценности в своей взаимосвязи несут определенные педагогические воззрения, связанные с человеком и его воспитанием, где Человек - высшая ценность, аксиологический приоритет в иерархии ценностей;

в) космизм как мировоззрение отличается от узкопедагогического понимания человека о мире, он включает вторую составляющую – место человека в мире природы и космоса (Циолковский писал о взаимозависимости судеб человека и Вселенной);

г) педагогическое знание не может базироваться только на диалектико-материалистической методологии (позитивизм неприемлем для Циолковского из-за отсутствия этического аспекта знания); согласно философским воззрениям ученый был одновременно «чистейшим материалистом» и «панпсихистом», признающим чувствительность Вселенной; ценностная компонента знания здесь приобретает особую значимость;

д) учение о сущности (онтология) Вселенной и ее происхождение есть метафизика, к которой обращался Циолковский;

е) проекты социального устройства общества, предложенные Циолковским, содержат философско-нравственные ориентиры;

ж) эпистемология – оценка познания, его способ и степень вероятности, по мнению Циолковского – творческое воображение, научная фантазия.

Таким образом, парадигмальный анализ педагогических воззрений Циолковского позволяет выделить онтологию, эпистемологию, взгляд на человеческую природу. Методологические ориентиры предполагают рассматривать педагогическое явление как целое, как идеал, который связывается с метафизикой. Элементы целого: взгляды на образование, воспитание, обучение, само опытное содержание педагогической деятельности. В содержании идеала присутствуют ментальные характеристики - особенности рационального познания и нравственности.