ПРИМЕНЕНИЕ УНИФИКАЦИИ И БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

ПРИМЕНЕНИЕ УНИФИКАЦИИ И БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

© С.Е.Пугаченко, А.А.Горбань
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2006 г.

Рассматривается формирование перспективной транспортной космической системы на основе имеющегося научно-технического и производственно-технологического заделов по космическим средствам: ракетам-носителям, разгонным блокам и транспортным кораблям. Такой подход не позволяет радикально снизить стоимость запуска, однако может быть осуществлен в короткие сроки с относительно небольшими финансовыми затратами.

Проведено исследование двух вариантов транспортных систем для доставки грузов на околоземный орбитальный комплекс. Первый вариант представляет собой традиционную схему полета транспортного корабля, реализованную грузовым кораблем «Прогресс» и РН «Союз». Во втором варианте рассматривается транспортная система, состоящая из ракет-носителей, межорбитального буксира-стыковщика и орбитального блока, включающего грузовой контейнер с полезным грузом, топливный отсек и отсек служебных систем. Такая схема предусматривает промежуточную стыковку межорбитального буксира-стыковщика с орбитальным блоком на опорной орбите. Для двух приведенных вариантов рассматриваются РН «Протон-М», РН «Союз» и РН семейства «Ангара». Высота монтажной орбиты изменяется от 250 до 800 км. В качестве критериев оценки технико-экономической эффективности вариантов космических транспортных систем выбраны масса доставляемого на орбиту полезного груза и удельная стоимость доставки полезного груза на орбиту. Создана математическая модель двух схем. В результате анализа математической модели получены области рационального применения вариантов транспортных систем.