ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БОРТИНЖЕНЕРА ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БОРТИНЖЕНЕРА ПИЛОТИРУЕМОГО КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

© В.Н.Трофимов, М.В.Щербаков, К.С.Воробьев, В.Н.Аникин, Д.А.Жуков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2006 г.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) введен в Российской Федерации в 1992 году как законодательная, а с 1993 года и как конституционная норма. Из анализа литературного обзора следует, что Образовательный стандарт (ОС) востребовался практикой как новый социально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и видов образования.

ОС является основанием регулирующего механизма и оценочных технологий аттестации специалистов различных профилей. Стандартизация образования — проблема международная. Ее можно отнести к одной из глобальных тенденций в реформировании образовательной системы, обозначившейся в виде средства преодоления кризиса образования в части возникшей необходимости взаимной адаптации потребностей общества и образования.

Потребность в разработке ОС бортинженера возникла в связи с ужесточением требований к надежности и безопасности летной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пилотируемого космического комплекса (ПКК). Положение обусловлено еще и тем, что сроки обучения космонавтов на существующих этапах общекосмической подготовки и подготовки в составе групп специализации и совершенствования до начала прохождения подготовки в составе утвержденных экипажей к конкретному космическому полету на ПКК, достаточно размыты, что не позволяет осуществлять четкую организацию планирования процесса обучения. Последнее, как свидетельствует опыт подготовки, приводит в отдельных случаях к неоправданной напряженности работы экипажа на завершающем этапе прохождения подготовки в составе утвержденных экипажей к конкретному космическому полету. В перспективе посредством объединения этапов общекосмической подготовки и подготовки в составе групп специализации и совершенствования, на основе использования ОС космонавтов по специализации, в частности бортинженера, представится возможным упорядочить базовую подготовку космонавтов с выдачей диплома государственного образца. С другой стороны, представится возможность перехода на кафедральную основу организации процесса обучения с соответствующим статусом преподавательского состава, что является весьма важным в перспективе при решении кадровых вопросов, связанных с переходом ЦПК в систему Роскосмоса.

В отличие от Руководства по подготовке космонавтов (РПК), как основного документа, регламентирующего в настоящее время процесс подготовки космонавтов и который является организационно-методическим документом, ОС прежде всего является методическим (технологическим) документом. Ядро ОС составляет квалификация, уровень, который определяется соотношением потребных уровней технической, специализированной и комплексной на технических средствах подготовки. В ОС формирование структуры и содержания выполняется по принципу «снизу – вверх», т. е. в крупном плане все начинается с анализа возложенных на объект обучения отдельных операций по управлению объектом, техническому обслуживанию, проведению экспериментов, медицинскому обеспечению и др. и места космонавта при их реализации (проект деятельности космонавтов).

В докладе раскрывается основное содержание ОС бортинженера в плане целеполагания образовательного процесса (объекты изучения, цели обучения и т. п.), требований к процессу обучения (обучаемого следует нацелить сведения по способам формирования ПВК, ТСПК и др.), требований к обучаемому (должен изучить, освоить, овладеть).