ПРОНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© О.А.Лыткина, А.С.Миночкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Функциональный триумвират социального педагога (образовательная, психологическая, посредническая помощь семье ребенка-инвалида) ориентирован на социокультурную реабилитацию ребенка. Его цель – личностное развитие, повышение уровня самореализации ребенка. К сожалению, в настоящее время большинство инвалидов не согласны с мнением К.Э. Циолковского, что быть калекой – «ужасное несчастье» и одновременно стимул, способствующий реализации в творчестве. Лишь немногие инвалиды пытаются реализовать в реабилитационной практике принципы независимой жизни. В связи с этим бесценен состоявшийся жизненный опыт Циолковского. Современный социальный педагог, с целью использования в методическом конструировании, в своем профессиональном арсенале должен накапливать персоналии таких личностей, как Циолковский. Здесь можно найти кладезь гуманистических ценностей, идей философии независимой жизни, компенсаторного развития.

Рассматривая математический эскиз закона равновеликости положительных и отрицательных ощущений («Нирвана», 1914 г.), Циолковский заложил основу методического творчества будущего социального педагога. В отдельных работах Циолковского («Нирвана», 1914 г.; «Ум и страсти», 1928 г.; «Научная этика», 1930 г.) богатая прогностическая фантазия имеет различные уровни проникновения в проблемы социума, человечества, жизни в настоящем и будущем. Исследователя, постигающего суть этих идей, ждут открытия, например, изучение законов управления аннигиляцией ощущений как личности, так и социума. Это один из путей получения инструментария социальными педагогами в системном, комплексном подходе при организации или реабилитационной помощи детям-инвалидам и их семьям, при выработке у инвалидов качеств, позволяющих им оптимально приспособиться к окружающей среде, при поиске путей преодоления запретов или ограничений, определенных социумом для личности в результате взаимодействия в связи с несоответствием норме физических, психических, функциональных параметров личности. «Все это особенно актуализируется в наше время, когда процессы переориентации и стремление выработать новые аксиологические представления о Мире и Человеке многими воспринимаются как движение к более гуманистическому мировоззрению, проникнутому идеями самоценности личности, ее нерушимых прав на достойную человека жизнь».