РАБОТА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «ИССЛЕДОВАНИЕ МИРОВЫХ ПРОСТРАНСТВ РЕАКТИВНЫМИ ПРИБОРАМИ» (1926) В ЗЕРКАЛЕ СВОЕЙ ЭПОХИ

© В.В.Балашов, Т.Н.Желнина
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2006 г.

В докладе излагаются результаты исследования, задача которого состояла в том, чтобы раскрыть содержание работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1926) (1) с учетом исторических условий и обстоятельств, при которых она создавалась, в сопоставлении с научной литературой по космонавтике первой половины 1920-х годов.

Работа «Исследование» (1926) занимает особое место как в творчестве Циолковского, так и в истории мировой космонавтики. Она была написана и опубликована в период, когда проблемы, связанные с осуществлением космических полетов, интенсивно разрабатывались многими исследователями и обсуждались в научной и научно-популярной литературе в СССР и за рубежом, прежде всего, в Германии.

В 1923-1925 гг. состояние мировой научной мысли в области космонавтики отразили, прежде всего, публикации Г. Оберта «Die Rakete zu den Planetenräumen» (1923), М. Валье «Der Vorstoss in den Weltenraum. Eine technische Möglichkeit? Eine wissenschaftlich allgemeinverständliche Betrachtung» (1924), Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты» (1924), В. Гомана «Die Erreichbarkeit der Himmelskörper. Untersuchungen über das Raumfahrtproblem» (1925). В них, как и в ранних работах Циолковского, приводились теоретические доказательства принципиальной возможности осуществления полета за пределы Земли и обсуждались конкретные технические решения, которые позволили бы в обозримом будущем создавать реальные конструкции космических летательных аппаратов.

Работа «Исследование» (1926), хотя и включала некоторые главы и отдельные положения, перенесенные из одноименных публикаций, заметно отличалась от них объемом и принципиальной новизной содержания. В ней была значительно расширена математическая часть, в которой описывалось движение ракеты на разных этапах космического полета в условиях воздействия на нее сил тяготения и сопротивления разной величины. А главное, в ней Циолковский 1) обобщил свои предложения стратегического и технического характера по осуществлению космических полетов в условиях реально возможного соотношения масс топлива и конструкции и 2) изложил свою точку зрения по вопросу о том, с чего следует немедленно начинать практическую работу, конечной целью которой должно было стать создание ракетно-космического транспортного средства.

Представления Циолковского о стратегии освоения космоса не претерпели с 1911 г. изменений. Он по-прежнему считал, что первостепенными задачами космонавтики должно быть создание станций сначала на околоземных орбитах, затем на астероидах, которые позволят в полетах к планетам обходиться без сверхтяжелых ракет. Вместе с тем, в его рассуждениях на эту тему появился новый аспект – указание на необходимость превращения внеземных станций в центры космической промышленности, поскольку служить межпланетными портами они смогут только при условии максимальной независимости от Земли.

Ограничиться внеземной составляющей космической деятельности Циолковский не мог. Наличие в литературе двух проектов космических транспортных систем (КТС) Оберта и Цандера побуждало и его выйти за рамки концепции пилотируемой ракеты на жидком топливе, которой он сопроводил опубликованную им в 1903 г. теорию ракетно-космического полета. Ее логическим продолжением должна была стать более детальная проработка технических решений, позволяющих создать конструкцию ракетного летательного аппарата с реальным соотношением масс. Основными решениями, обусловившими облик и устройство КТС Циолковского, описанного в работе «Исследование» (1926), стали: предварительный разгон по восходящему наземному пути, использование при спуске тормозящего действия атмосферы и ступенчатость. Первые из них разрабатывались Циолковским, соответственно, с 1921 и 1924 гг. В соответствии с этими решениями Циолковский предложил КТС, представлявшую собой составную конструкцию из обладающего аэродинамическим качеством КЛА с ЖРД и сообщающей ему начальную скорость наземной ракеты также на жидком топливе, которая должна была двигаться на воздушной подушке (или слое какого-либо смазывающего вещества) по наклонному вверх пути. Также были высказаны идеи использования при старте скорости вращения Земли, а при движении по земле и в плотных слоях атмосферы – дополнительных источников энергии из внешней среды.

Мысль использовать авиационный опыт в ходе создания КЛА в 1924-1926 гг. была достаточно распространена в кругу исследователей и энтузиастов космонавтики. Ее вполне разделял и Оберт (в 1928-1929 гг. он разработал проект двухступенчатой аэрокосмической системы многократного использования), отказавшийся, однако, отдать приоритет ракетным самолетам на начальном этапе практических работ. Он настаивал на необходимости сначала научиться строить баллистические ракеты, рассчитанные на все бóльшие высоты, с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт в ракетной авиации. Таким образом, по вопросу о том, с чего начинать экспериментальную деятельность, мнения Циолковского и Оберта разделились.

Труд «Исследование» (1926) явился откликом на насущные теоретические проблемы космонавтики своего времени. Он открыл последний период научной деятельности Циолковского в этой области, характерными чертами которого стали систематичность и интенсивность его разработок и его значительно расширившиеся творческие связи с коллегами, ракетостроителями и популяризаторами идеи космического полета.

(1) Далее «Исследование» (1926).