СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЛАТОНА И ИДЕИ АНТРОПОКОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.А.Тарасов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Разрабатывая теорию «совершенного» человека будущего, К. Э. Циолковский много размышлял над природой способностей и таланта: какие объективные и субъективные факторы влияют на их формирование и развитие, насколько велика роль наследственности. Итогом раздумий стали выводы о том, что талант не всегда можно предугадать и раскрыть, но вполне возможно создать систему культивирования, выращивания гениев, для чего необходимы благоприятные, равные для всех детей предпосылки с последующим отбором наиболее одаренных и воспитанием их в «домах-общежитиях».

Исследуя вопросы, связанные с рождением и становлением гения, Циолковский ознакомился с биографиями выдающихся ученых, изучил труды мыслителей прошлого, в том числе трактат Платона «Государство», автор которого, изображая идеальное государственное устройство, создает новую, отличную от современной ему античной систему образования. Ее особенности: доступность обучения для всех сословий свободных граждан (в том числе для женщин); начало обучения с раннего детства; отказ от насильственности обучения, так как «насильственно внедренное в душу знание непрочно». По мнению Платона, наиболее одаренные граждане должны пройти более длительный курс обучения, готовясь при этом стать философами-правителями своего государства. Создавая модель идеального (хотя во многом утопическую), универсального государства (полиса), Платон считал, что оно должно быть построено на основе выведенной им единой для всего античного мира теории воспитания. Вместо диаметрально противоположных систем воспитания (наиболее яркими представителями этих систем были Афины и Спарта) он предлагал единую школу воспитания гражданина для всей ойкумены, что, несомненно, было предтечей космополитического мировоззрения эпохи эллинизма, так как эллины в этом случае считали бы себя не просто гражданами полиса, но всего населенного мира.

Циолковский также рассматривал человечество как единое целое, чье будущее место жительства не только планета Земля, но весь космос. Как и Платон, он выдвигал идею создания школ («домов-общежитий») для наиболее одаренных граждан, для тех, кто в будущем составит интеллектуальную высоконравственную элиту общества, которая, в свою очередь, приведет человеческое сообщество к миру без горестей и страданий.

Таким образом, два гуманиста-мыслителя представляли будущее человечества в одном ключе, хотя их разделяли более чем два тысячелетия. Только Циолковский, в отличие от Платона, с чьими трудами он был, несомненно, знаком, раздвинул рамки ойкумены до границ космоса.