СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

© Г.А.Полтавец, С.К.Никулин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

С 1918 г. в СССР была создана государственная система внешкольного воспитания и обучения с различными творческими направлениями. Среди них важнейшее место занимало научно-техническое направление. Работали технические кружки в школах, профессионально-технических училищах и техникумах, клубах по месту жительства. Была создана сеть станций юных техников, центров технического творчества учащихся и т. п. В школах было организовано трудовое и политехническое обучение, которое непосредственно было связано с научно-техническим творчеством учащихся (НТТУ). В работах (монография, методические пособия; Москва, 2000-2004 гг.) ряда авторов (Полтавец Г. А., Никулин С. К., Ловецкий Г. И., Полтавец Т. Г.) проанализированы основные проблемы развития системы НТТУ. При этом изучено более 800 докторских диссертаций (в основном по педагогическим наукам) и около 50 кандидатских диссертаций.

В решении теоретических и практических вопросов, связанных с деятельностью учреждений дополнительного образования, плодотворным является системный подход к их функционированию и развитию. Проблемы развития системы НТТУ в дополнительном образовании являются многоаспектными и носят интегральный характер. Поскольку научно-техническому творчеству учащихся посвящено небольшое число работ, то анализировались работы более широкой тематики. Были составлены таблицы «объект-предмет», отражающие основные направления диссертаций. Выявлено большое число «белых пятен».

В качестве основных объектов фигурируют федеральный уровень, уровень системы дополнительного образования детей (СДОД) и системы НТТУ, образовательные учреждения (дошкольные учреждения, школы, училища, ВУЗы), творческие объединения, педагоги и др.

Определены наиболее часто встречающиеся проблемы. Эти проблемы сконцентрированы по четырем направлениям педагогики, которые определили предметы диссертационных исследований:

1) проблемы оценивания качества обучения;

2) проблемы воспитания и профориентации;

3) проблемы организации и управления в педагогических системах и учреждениях;

4) содержание и методы обучения.

На основе проведенных исследований разработана Концепция НТТУ в РФ, позволяющая обеспечить рациональный выбор путей и средств дальнейшего развития СДОД на различных уровнях. В концепции раскрыты основные направления деятельности в системе НТТУ, проведена ее целевая декомпозиция. Рассмотрено содержание творческой деятельности технических кружков.