СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2006 г.

Проблему социальной проблематики и поиска социальных идеалов уже затрагивали многие авторы (Казютинский В. В., Лесков Л. В., Желнина Т. Н., Мапельман В. М., Хорунжий А. В. и др.). Исследователи подчеркивали необходимость комплексного подхода к оценкам мировоззрения К.Э. Циолковского и русских космистов, анализа их мировоззрения без купюр и недомолвок.

В то же время, большое количество аспектов в творчестве К.Э. Циолковского, его мировоззрении и во взглядах русских космистов ждут дальнейшего исследования. Прежде всего, остаётся открытым вопрос о сущности социальных идеалов в мировоззрении К.Э. Циолковского и русского космизма в целом, месте их в русской социальной утопии, соотнесенности этих идеалов с мировоззренческим комплексом и религиозными идеалами К.Э. Циолковского, месте «космической философии» К.Э. Циолковского в русском космизме.

В связи с этим можно обозначить несколько пунктов, являющихся, по нашему мнению, значимыми в изучении творческого наследия К.Э. Циолковского

Русский космизм закономерно возникает и формируется как часть общечеловеческого культурного развития, соответствующего общечеловеческим этапам культурной эволюции, проходя последовательные стадии.

Возможно осуществление классификации типов космизированных представлений по различным параметрам, при этом наиболее общей классификацией может быть историческая, основывающаяся на времени возникновения тех или иных представлений у того или иного мыслителя. Но возможны и иные принципы классификации (С. Г. Семенова, В. В. Казютинский).

Возможно определение космизма в следующем виде: «Космизм, это такое понимание человеком своего места в мире, когда роль человечества вообще и каждого человека в отдельности рассматривается в зависимости от процессов их совместного развития со Вселенной. Это обоснование того, что судьбы человечества и человека неразрывно связаны с судьбами Земли и космоса. Космизм обосновывает неизбежность проникновения человечества во Вселенную (техническое или духовное), что является закономерным этапом в развитии человечества, вообще разума во Вселенной».

Основной, характерной особенностью большинства известных систем взглядов представителей русского космизма является их гуманитарная направленность. Своеобразным философским ядром этих систем является реализация социального и антропологического идеала. Это достигается путем формирования в будущем абсолютного совершенного человека и абсолютного и совершенного общества.

Выше обозначенный идеал носит ярко выраженный утопический характер, религиозно-этические черты. При этом, в соответствии с принципами классической философии этот идеал (социальный) определяется как утопический.

Утопический антропологический и социальный идеал русского космизма парадоксальным образом породил феномен современной теоретической и практической космонавтики. Возможно говорить о распространении социальных и антропологических идеалов русского космизма в современной западной культуре.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант 06-03-59306 аЦ).