СОЗДАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОБИЛЬНЫХ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

СОЗДАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОБИЛЬНЫХ АЭРОСТАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ

© П.А.Пономарев, С.В.Фёдоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.

В последнее время Воздухоплавательный центр «Авгур» занимается проектированием, изготовлением и испытаниями мобильных аэростатных комплексов на основе привязных аэростатов «Рысь» и «Гепард». Данные аэростаты имеют различный объем («Рысь» – 450 м3, «Гепард» – 1200 м3) и предназначены для обеспечения работы полезной нагрузки на высоте, соответственно: массой 80-150 кг на высотах до 700 м и 150-300 кг на высотах до 1500 м. Аэростаты снабжены баллонетами: 25% и 40% соответственно. Принципиальным отличием является разный тип оперения: у «Рыси» – каркасированное, а у «Гепарда» – воздухонаполненное.

В состав комплексов входят следующие основные составляющие: привязной аэростат, транспортные средства, автономные электроагрегаты, аэростатная лебедка, канат-кабель, устройство аэростатное удерживающее (УАУ), средства газообеспечения.

Отличительной особенностью мобильных аэростатных комплексов являются: способность достаточно оперативно менять место базирования; автономность как в транспортном, так и рабочем состоянии; возможность использования для решения различных задач в широком диапазоне климатических и погодных условий.

Схожесть решений, принятых при проектировании и изготовлении обоих аэростатов, позволяет говорить о создании на их основе семейства аэростатов и комплексов. К характерным чертам данного семейства можно отнести: баллонетную схему аэростатов, применение автоматической системы поддержания давления в баллонете, изготовление оболочек из композиционного газодержащего синтетического материала на основе нитей полиэстера, использование синтетического канат-кабеля для удержания аэростата на высоте и передачи оптического и электрического сигнала на борт.

Имеется возможность обеспечивать базирование аэростата «Рысь» как на жестком поворотном УАУ, так и на певмоопорном устройстве. В последнем случае появляется возможность разместить в транспортном положении весь комплекс, включая лебедку и систему газонаполнения, на одном автомобиле или прицепе. В случае использования жесткого УАУ аэростатная лебедка размещается на флюгирующей платформе, а в состав комплекса вводится передвижной газовый заправщик. Именно такое исполнение имеет комплекс аэростата «Гепард».

Наличие семейства аэростатных комплексов позволяет на основе типовых конструкций решать широкой спектр задач в интересах различных заказчиков.