СПЕЦКУРС «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛУЖСКОГО КРАЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
© Н.Л.Мыслинская, М.В.Герасимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.
Занимаясь изучением истории какой-либо науки (в частности, физики), истории образования, сегодняшние студенты нередко убеждаются в актуальности отдельных знаний, идей: благодаря этим знаниям изучение предмета обогащается эмоциональным, воспитательным воздействием.
История Калужского края богата выдающимися личностями, высокий потенциал научно-технический мысли воплощается в работе научных учреждений и технических предприятий. Природа Калужского края покоряет неброской красотой. Спецкурс «Культурно-историческое наследие Калужского края», разработанный в стенах Калужского Государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, рассчитан на 22 часа, он включает лекционную и практическую части.
Лекционная часть рассматривает актуальность, цели, задачи, технологию, тематику работы, культурно-исторический потенциал калужского края, роль регионального компонента в образовательном процессе, содержание и технологию использования историко-биографического материала в обучении физике. Для разработки тематики студентам предлагается одно из направлений регионального материала с использованием результатов исследований в учебном процессе по физике.
Практическая часть спецкурса (семинары) базируется на творческой работе студентов. Концептуальной и методологической основой разработанной технологии спецкурса являются знаково-контекстное обучение, личностно-ориентированный подход к обучению. Особенность практического спецкурса: реализация совместной деятельности образовательного и культурно-исторических учреждений Калуги по решению задач обучения и воспитания. Так, семинарские занятия предполагают изучение творческого наследия К.Э. Циолковского. Для физико-математического факультета работа спецкурса завершается конференцией «Связь времен», где представляются лучшие творческие работы студентов.
Преподаватели физики положительно относятся к использованию на своих уроках культурно-исторического материала, к включению культурно-исторических сведений в учебный процесс, связанный с подготовкой учителей физики. Настоящий спецкурс, преобразованный в элективный (факультативный) курс для учащихся, может с успехом применяться в старших классах школ города, в гимназиях и лицеях.