ТРАНСПОРТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЛУНЫ

ТРАНСПОРТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЛУНЫ

© И.В.Вагнер, М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2006 г.

Рассматривается структура транспортной ракетной системы (ТРС), предназначенной для доставки грузов из одной точки лунной поверхности в другую с помощью баллистических управляемых перелетов. Идея системы восходит к двухместной «лунной ракете» К.Э. Циолковского, снабженной колесами и дополнительными «взрывными трубами» (двигателями «подскока») для преодоления встречающихся препятствий (повесть «Вне Земли»).

ТРС состоит из сменной полезной нагрузки, двигательной установки и системы мягкой посадки, а также элементов общей сборки и бортовой кабельной сети. Полезная нагрузка представляет собой грузовые контейнеры, размещаемые на специальной платформе. Там же устанавливается приборный отсек, а в нижней части платформы устанавливаются опорная система, используемая при старте и посадке, а также маршевая твердотопливная двигательная установка. Основными ее элементами являются набор модульных твердотопливных ракетных двигателей (РДТТ), монтируемых с помощью специальной фермы в единый блок, и система управления положением в пространстве, работающая с использованием твердотопливного газогенератора. Система мягкой посадки, предназначенная для управления посадочной скоростью и снижения посадочных нагрузок, включает тормозной РДТТ, малые управляющие РДТТ и систему смягчения удара на основе сминаемых амортизаторов.

ТРС после старта осуществляет управляемый полет по траектории, которая делится на активный участок и участок пассивный. Последний, в свою очередь, включает эллиптический участок и участок торможения, на котором обеспечивается заданная скорость касания поверхности Луны при посадке.

В зависимости от массы полезного груза и дальности полета двигательная установка формируется из различного числа РДТТ, обеспечивая тем самым оптимальные для каждого конкретного пуска параметры ТРС. Модульность компоновки дает возможность многократного использования элементов системы.