ТВОРЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ТВОРЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.В.Карташев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Творчество, являясь стержнем научной, педагогической и досуговой деятельности К.Э. Циолковского, позволило в полной мере реализовать ему свои профессиональные и личностные качества.

Истоки творчества великого ученого целесообразно искать в задатках его родителей. Кроме того, внезапно обрушившаяся на мальчика глухота дала мощный толчок его увлеченности чтением книг, что не только усилило потребность анализировать прочитанное, размышлять над ним, но и побудило к творчеству: юный Циолковский любил мастерить.

Творческая натура Циолковского ярко проявилась в его педагогической деятельности: он проводил оригинальные по форме внеклассные занятия с учениками, изготавливал для них наглядные пособия по математике и физике.

Высокая степень эстетического развития, наличие музыкального слуха и памяти, возможность обогащать свои музыкальные впечатления (в частности, во время прослушивания концертов по радио) вдохновляли Циолковского на своеобразное музыкальное творчество. Занимаясь изготовлением моделей своих дирижаблей, а также в минуты отдыха ученый любил петь без слов. Такое пение было потребностью и считалось отдыхом для ума. Музыкальные мотивы зависели от настроения, а оно, в свою очередь, вызывалось чувствами, впечатлениями. Иногда основой напеваемой мелодии становилось впечатление от прочитанной книги. Так, после чтения книги Г. Уэллса «Борьба миров» возник мотив, соответствующий гибели человечества и полной безнадежности.

Особое значение придавал Циолковский литературно-художественному творчеству. В качестве примера можно привести научно-фантастическую повесть Циолковского «Вне Земли», которая стала творческим образцом научного содержания и художественной формы изложения.

Творчество Циолковского представляло собой совокупность фантазии, предвидения, интуиции, оно способствовало самореализации ученого и педагога. Творчество пронизывало разные виды деятельности ученого, оно базировалось на вдохновении и озарении в сознании, на стремлении к достижению новых целей.