ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И КОСМИЧЕСКАЯ ЭТИКА

© Л.Н.Мельников
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2006 г.

1. Информационная революция, компьютер и Интернет совершенно по-другому расставляют акценты современного мира. Клонирование и генная инженерия, биотехнологии и искусственные материалы заставляют задуматься о новой формулировке этических норм и законов, а также о новом подходе к человеку как виду. «Этика космоса, то есть сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий…» (К. Э. Циолковский «Научная этика»). Будущее за новыми информационными системами, электронику в них сменят биотехнологии, сращивание человеческого и машинного интеллекта заставит по-новому взглянуть на социум. Совершается виртуализация сознания. Жизнь индивида предстает не только как материальное, предметное бытие, но и как иллюзорное, фантомное, обусловленное все большим погружением в «себя-бытие» (подсознание, воображение, инсайты) и новые искусственные миры, которые создаются вокруг индивидуума, часто помимо его желания. Но он обязан в них погрузиться, ибо такова логика развития цивилизации, ход которой неумолим и неподвластен индивидуальным желаниям. Новые искусственные миры создаются компьютерной анимацией, видеотехникой, аудиосистемами, Интернетом, цифровым телевидением. Погружение в них способно в значительной степени (у некоторых людей – в преобладающей, а в перспективе – у большинства людей) заменить реальную предметную деятельность виртуальной.

2. Новая философия должна учитывать открытия З. Фрейда о роли и значении либидо, основных инстинктов человека (смерти и продолжения рода), определяющих виртуальную реальность подсознания. Населяющие его воображаемые или реальные существа, являющиеся в снах, медитациях; география бессознательного с его собственными ландшафтами и структурой; особо протекающим субъективным временем, определяющим так называемое «физическое время», – все это не может игнорироваться наукой. По-новому нужно рассматривать тогда и проблему времени.

Философия создается для человека, ради человека, для объяснения им мира, в том числе своего внутреннего. «Гений нашел цель существования, это – познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни» (К. Э. Циолковский «Гений среди людей»). В конце концов, философские науки должны способствовать выживанию, а не только познанию. Пример из области философской эстетики. Театр абсурда относится к эстетике безобразного. Но он необходим. Почему? Потому что он утешает (по принципу виртуального переживания) человека, чувствующего себя смертным существом. Смерть делает жизнь человека бессмысленной. Он находит в созерцании бессмысленного определенное удовлетворение. Это и есть театр абсурда. То же относится к абстрактной живописи, экстремальным видам спорта, отдыху, а также ко многому другому.