ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И В ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© А.А.Астахова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.
Гражданское воспитание – это сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности к деятельности на благо общества.
Воспитание гражданственности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, развитием демократии и гуманностью общества, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. От уровня гражданской образованности молодых поколений россиян зависит стабилизация общественно-государственной жизни страны и ее развитие. Становление правовой культуры личности и ее гражданских свойств происходит под влиянием многих общественных факторов и условий жизни. И было бы неверно недооценивать в этом становлении значение гражданского воспитания, формирование у подростка гражданских ценностей.
Проблемы гражданского воспитания молодежи становятся все более актуальными в современном российском обществе. Большую роль гражданскому воспитанию отводил в своих работах К. Э. Циолковский. Он считал, что необходимо научить молодых людей понимать «лучшее социальное устройство», быть гражданином своей страны. Ученый-педагог считал, что поступки и дела гражданина должны способствовать процветанию родной страны, каждый человек по мере своих сил должен быть полезен Родине.
Идеи Циолковского до сих пор актуальны, так как в наше время все большее внимание уделяется воспитанию гражданина, который направлял бы свои знания, умения и навыки на созидание всего, что его окружает, как в своем отечестве, так и за его пределами и даже в космосе.