ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

К.Э. Циолковского, русского философа и педагога, отличает устремленность в будущее. Его педагогика ориентирована на воспитание «человека космического», в котором национальное сочетается с общечеловеческим.

Особенно много внимания Циолковский уделял воспитанию в духе «космической этики», формированию у молодого поколения духовно-нравственных идеалов и ценностей, которыми оно будет руководствоваться, осваивая Вселенную во имя счастья «всех ее жителей». Вместе с тем, думая о космическом будущем всего человечества, ученый оставался русским патриотом. Он не сомневался в том, что именно Россия станет родиной космонавтики, что первым полетит в космос «русский богатырь, отважный и храбрый звездоплаватель». В статье «Полет в будущее» (1935) он выражал уверенность в том, что «первенство будет принадлежать Советскому Союзу». Национальные интересы, связанные с созданием новой России, сочетались у него с общечеловеческими: своими трудами он мечтал продвинуть человечество хоть немного вперед и все свои труды завещал Родине. Как педагог, Циолковский воспитывал в учениках любовь к Отечеству, призывал молодежь «учиться еще больше, как можно больше приобретать знаний» для того, чтобы работать во имя «славной Родины», чтобы «гордиться своей страной».

Особенно ярко национальное и общечеловеческое начало проявляется в социально-педагогических взглядах и проектах Циолковского, в том числе - в его проекте школы будущего, где национальные идеи возвышены до уровня общечеловеческих и даже космических масштабов.

Настаивая на воспитании человека в духе любви, Циолковский глубоко верил, что только благодаря воспитанию «совершенного человека» Земля «станет планетой высокого типа». С целью взаимопонимания между народами ученый предложил разработанные им единые для всех «общечеловеческий язык и азбуку». Осуждая войны как «величайшее бедствие и варварство», он говорил о том, что «каждый человек должен быть проникнут высшими идеями, ведущими всех людей к счастью и совершенству», что «Земля должна быть объявлена общим достоянием». Эти слова указывают на то, что философско-космическая концепция Циолковского строится на единстве национальных и общечеловеческих позиций.