ВЗГЛЯД К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ МИРА

ВЗГЛЯД К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДУХЕ МИРА

© Т.Б.Шифрина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2006 г.

Мы живем в мире, полном политической, этнической, религиозной нетерпимости и агрессии. Все это неблагоприятно влияет на воспитание ребенка. Воспитание в духе мира становится одной из основных задач школы. Педагогические деятели всего мира, осознавая важность и опасность проблемы нетерпимости, берутся за разработку программ по воспитанию толерантности, теоретической базой которых являются труды великих мыслителей прошлого. Анализируя отечественный опыт развития педагогической мысли, следует отметить, что идеями общечеловеческого дома, взаимовыручки, сознанием необходимости строить свои действия с учетом интересов других стран и народов, проникнуты труды многих выдающихся мыслителей России.

Проблемы Человека и его воспитания занимают одно из центральных мест в философско-педагогическом наследии К.Э. Циолковского. В его теории ценностей, составляющей одну из философских основ антропокосмической концепции воспитания, главное место отводится приоритету общечеловеческих и гуманистических начал в мировоззрении людей. Циолковский верил, что в мироощущении новых поколений большую роль будут играть категории мира, жизнетворчества.

Деля свойства человека на физические, умственные и нравственные, Циолковский отдавал предпочтение развитию нравственных качеств. Он призывал развивать такие свойства личности, как правдивость, бескорыстие, доброта, доброжелательность, сострадание, справедливость, великодушие. Уделяя внимание проблеме взаимоотношений людей, он подчеркивал важность отношения человека к живой природе, так как в будущем это повлияет на отношение человека к человеку. Счастье человека он связывал с гармонией во Вселенной.

Взгляды Циолковского на воспитание личности являются опорой для современных педагогов и методистов, занимающихся разработкой программ и методик воспитания в духе мира, понимания, любви и уважения друг к другу.