ЗАДАЧА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПАРКА ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
© В.В.Балашов, А.В.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2006 г.
Задача прогнозирования парка воздушных судов (ВС) решается в целях прогнозирования рынка ВС в условиях современного этапа эволюционного развития авиационной техники и технологий. Основная направленность работы – формирование подхода к прогнозированию перспективного парка ВС, обеспечивающего пассажирские перевозки на перспективной сети авиалиний.
В общем виде задача исследования перспектив развития парка ВС трудна не только для решения, но даже для формулировки. Однако, основываясь на некоторых предположениях, отражающих специфику отдельных периодов развития парка ВС, задачу можно существенно упростить. Так, например, рассматривая развитие парка ВС в краткосрочной и среднесрочной перспективе, можно зафиксировать типаж парка, решая далее задачу оптимизации перспективной авиатранспортной сети.
Рассматривая развитие парка ВС в долгосрочной перспективе, можно, отвлекаясь от конкретной авиатранспортной сети, перейти к рассмотрению некоторой агрегированной сети, полагая, что относительное (процентное) распределение транспортной работы остается достаточно стабильным по времени. С использованием такого подхода решается, в частности, задача типажа, в которой оптимизируется (как по количеству ВС, так и по их летно-техническим характеристикам) состав перспективного парка ВС. Одно из основных упрощающих предположений – полная смена парка ВС за период прогнозирования. В этом случае количество новых самолетов, которое необходимо будет произвести и поставить за период прогнозирования (т. е. объем рынка ВС), будет равно количественному составу прогнозируемого перспективного парка ВС. Алгоритм решения задачи имеет ярко выраженный итерационный характер: на каждой итерации изменяются как количество типов самолетов, так и их технические характеристики.
С начала эры реактивных пассажирских самолетов длительность жизненного цикла самолета увеличилась с 20 до 30-35 лет. В то же время темпы технического прогресса в авиастроении в течение последних двух десятилетий заметно снизились. В этих условиях постановка задачи типажа, предполагающая полную смену парка ВС за период прогнозирования, может быть корректна лишь на период 30 и более лет. Для задач же, связанных с прогнозированием рынка, срок прогнозирования обычно составляет 15-20 лет, и становится необходимым учитывать процесс списания ВС.
Предлагаемый в настоящей работе подход использует распределение парка ВС по классам. Фактически это означает, что структура парка априорно задана, и необходимо определить лишь количественный состав этих классов. Алгоритм оценки количественного состава парка по классам ВС при эволюционном развитии авиационной техники и технологий в долгосрочной перспективе имеет не циклический характер, а представляет собой последовательную цепочку расчетных процедур. В этом состоит существенное отличие от задачи типажа, в которой фигурируют не классы, а типы ВС с конкретными техническими характеристиками.