АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© К.Н.Воробьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.
Философско-педагогическая антропология – учение о природе (сущности) человека, его воспитании, служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения в педагогических воззрениях ученого.
В целом ряде своих работ и проектов, таких, как «Свойства человека», «Ум и страсти», «Животное Космоса», «Идеальный строй жизни», «Какой тип школы желателен?» и многих других К. Э. Циолковский выдвигал задачу создания основополагающей науки о человеке – «человекознания».
Как педагог, Константин Эдуардович подчеркивал важность антропологического подхода к воспитанию, изучение природы человека для дальнейшего ее совершенствования. Он был убежден в том, что «сам человек может быть изменен в сторону ума, нравственности, знания, здоровья и долголетия».
В проекте школы будущего Циолковский указывал на необходимость разработки новых подходов к образованию и воспитанию с учетом знаний антропологии. В предлагаемой им системе наук основополагающее значение занимал такой раздел, как «Наука о человеке и его свойствах».
Во взглядах выдающегося педагога-космиста антропология выступала не только как знание «о человеке в себе», но и как один из важных инструментов философско-педагогического осмысления значимости человека «для судьбы Вселенной» и происходящих космических процессов в «человеческом измерении».
Эти взгляды ученого и педагога сегодня являются особенно актуальными в связи с тем, что изменяются взгляды на человека, который рассматривается как «космобиосоциальное существо», что, в свою очередь, требует разработки новых подходов к образованию с позиций педагогической антропологии.