ДВА ПОДХОДА К ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

ДВА ПОДХОДА К ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

© Л.В.Фесенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

1. Юбилейная дата позволяет сделать некоторые обобщения и оценки многолетней работы Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского в области исследований русского космизма. Сейчас сосуществуют два типа представлений о русском космизме. Первый рассматривает русский космизм в зеркале современной науки. Он ориентирован на интерпретацию современных научных исследований (астрономии, космологии, квантовой механики, синергетики и др.), приводящих к новому осмыслению вопросов, поставленных русским космизмом. И второй, ориентированный на развитие философской и религиозной проблематики самого русского космизма.

2. Эти два подхода во многом различаются. Первый из них рассматривает русский космизм в свете философских проблем развивающегося знания, что позволяет включить феномен космизма в поле наиболее значимых проблем современности. Согласно второму подходу главным оказывается соответствие теоретических концепций науки философским и религиозным высказываниям классиков русского космизма. Из современных теоретических концепций науки принимаются во внимание преимущественно те, которые можно интерпретировать как реализацию их идей. Так, идеи Н. Ф. Федорова, Н. А. Сетницкого, В. Н. Муравьева и др. служат как бы мерилом уровня современной науки, постепенно осуществляющей их предсказания.

3. Куда же движется наука, по мнению сторонников второго подхода? В соответствии с идеями классиков она развивается в сторону переделки всего мира творческой волей человека. Эта идея формулируется императивом: человек должен взять руль эволюции и направлять ее согласно своей воле, конструируя по-новому и природу, и человека. Это абсолютная власть человека над природой, онтологический нигилизм (П. П. Гайденко).

4. Сегодня, в эпоху надвигающейся экологической катастрофы, такие идеи воспринимаются как противоречащие интересам всего человечества, которое все больше осознает свою системную зависимость от природы, свою вписанность в природу, гибельность ее перестройки. Экологическая мысль напряженно ищет способы преодоления кризиса, уменьшения давления на природу, сохранения ее биоценозов. Современная культура, таким образом, вносит существенную поправку в учения Федорова, Циолковского и др., которые рассматривали природу как враждебную субстанцию, противостоящую Человеку-творцу. Конечно, они не могли предвидеть наступление экологического кризиса. Но их современные последователи должны учитывать всю опасность проповеди замены реального естественного мира на искусственный мир, сотворяемый человеком будущего.

5. В этой ситуации работа, проводимая Научными Чтениями памяти К.Э. Циолковского в области русского космизма, приобретает особую значимость. Философская секция воспитывает критическое отношение к легковесным утверждениям, учит вдумываться в многозначную и нередко противоречивую информацию о состоянии дел на переднем крае научных исследований и постигать научные основания философии русского космизма. Остается надеяться, что дальнейшая деятельность философской секции Научных Чтений памяти К.Э. Циолковского будет играть ту же роль трезвого аналитика в подходе к фундаментальным и футурологическим проблемам, поставленным русским космизмом.