ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
© С.И.Куликов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2007 г.
Основу эффективности и конкурентоспособности продукции на рынке составляет технологический потенциал организации, набор технологий, как совокупность интеллектуальной продукции и материальных средств её реализации. В авиакосмической отрасли число технологий достигает сотен, из которых базовыми являются 20-30. В дореформенный период технологии разрабатывались самими предприятиями или технологическими НИИ отрасли. Отказ от государственной поддержки отраслевых предприятий привел к тому, что предприятия вынуждены сами разрабатывать технологии или покупать этот дорогостоящий продукт за собственные средства. Тем самым в экономике предприятия повышается роль экономики знаний, т. е. интеллектуальной собственности организации, её нематериальных активов.
В этих условиях проблемой является классификация техники, как интеллектуальной продукции, разработка методов продажи и приобретения технологий. Для авиакосмической отрасли необходим учет её специфики: малое число покупателей, экспортные ограничения на ключевые технологии, сложность назначения исходной цены в условиях неполноты информации, оценки эффективности её заказчиком.
Общим алгоритмом продажи технологий могла бы быть следующая последовательность работ:
– формирование базы данных организации по технологиям;
– анализ потенциальных заказчиков, исходя из потребностей и спроса;
– идентификация характеристик желаемого и возможного товара;
– расчёт трудоёмкости и себестоимости реализации технологии у заказчика и её экономическая эффективность;
– рекламно-выставочная деятельность и установление прямых контактов при продаже технологий;
– выбор метода продажи и формирования конкурентных условий;
– переговорный процесс и сбыт технологий.
Организация процесса покупки и продажи технологий дает фирме дополнительный доход и позволяет повысить её конкурентоспособность на рынке.