ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ХИМИЯ ДЛЯ ВСЕХ. XXI. 9 КЛАСС»

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ХИМИЯ ДЛЯ ВСЕХ. XXI. 9 КЛАСС»

© А.K.Ахлебинин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Важнейшей составляющей образовательного процесса в современных условиях является формирование информационной компетентности, что позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегративный подход к изучению естественно-научных и гуманитарных дисциплин, добиваясь экономии времени в обучении, реальной разгрузки учащихся, облегчение труда учителя. Таким образом, в настоящее время фактически реализуются дидактические идеи К.Э. Циолковского о межпредметных связях физики, математики, химии, биологии, психологии и др.

В межвузовской лаборатории интенсивных методов обучения - Splint создан электронный учебник (ЭУ).

Новизна ЭУ состоит в следующем:

– структура, содержание и функциональные особенности дают все основания называть данное электронное издание электронным учебником, реализующим деятельностный подход к обучению;

– уникальные качественные и количественные характеристики (около двух тысяч интерактивных обучающих заданий с использованием мультимедиа компонентов, свыше трехсот интерактивных и триста задач для самостоятельного решения, триста страниц иллюстрированного гипертекста, высококачественный наглядный материал, состоящий из свыше семисот высококачественных цифровых фотографий высокого разрешения, сто шестьдесят видеофрагментов, около трехсот рисунков, сто двадцать интерактивных моделей, свыше пятисот текстовых описаний различных химических объектов, интерактивные таблицы, справочники по теоретической, неорганической и органической химии, обширные исторические материалы, методические материалы для учителей, учащихся, родителей и ряд других объектов);

– все материалы соответствуют современным научным представлениям;

– предлагаемые для реализации в ЭУ функциональные особенности опираются на современные исследования психологии и физиологии восприятия и запоминания;

– каждый объект имеет собственную дидактическую ценность и может использоваться в различных сочетаниях и с разными целями.

Результатами внедрения ЭУ в образовательный процесс могут явиться:

– реализация дидактических идей Циолковского о естественно-научном образовании;

– облегчение труда учителя (преподавателя) при подготовке и проведении учебных занятий за счет увеличения доступности необходимой информации и средств наглядности, устранения рутинной работы при проведении контрольных работ и проверке домашних заданий;

– осуществление форм учебной деятельности, недоступных при использовании традиционных средств обучения (медиалекции и виртуальные экскурсии, творческие задания с использованием медиаобъектов и т. д.);

– стимуляция интереса учащихся к предмету и повышение мотивации к учению в целом, и, как следствие этого, повышение качества образования;

– индивидуализация обучения, формирование способностей учиться, самостоятельно и творчески мыслить;

– формирование ключевых компетентностей учащихся и целостного восприятия окружающего мира на основе межпредметной интеграции;

– реализация деятельностного подхода в подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.

Учебник может использоваться на ступенях основного общего и полного образования, при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения, для самообразования и будет представлять интерес при изучении курса методики преподавания химии в Вузах.