ЭТИКА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
© Р.Н.Маликова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.
Педагогу, который хотел бы познакомиться с этикой К.Э. Циолковского, увидеть ее своеобразие, прежде всего, необходимо обратиться к философско-этическим сочинениям ученого («Этика, или естественные основы нравственности», «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие», «Научная этика»).
Этика органично связана с мировоззрением Циолковского, в этой связи правомерно говорить о «космической этике». Этика и аксеология (учение о ценностях) являются философскими науками. Основным предметом изучения этики является мораль. Такое краткое определение выражает сущность понятия как в историческом контексте, так и с точки зрения современной теории морали. Понятия «мораль» и «нравственность» употребляют как понятия тождественные, и на это есть серьезные основания.
Этику Циолковского можно рассмотреть на основе конкретно-исторического подхода, с точки зрения воздействия эпохи, социума и личностных особенностей мыслителя. Этическая рефлексия дает возможность понимания морали на основе главных направлений – натуралистического (близкого к материализму), идеалистического.
Как известно, Циолковский назвал себя материалистом, а, следовательно, его этику правомерно отнести к натуралистическому направлению. Мораль и высшие нравственные ценности объясняются, исходя из природы человека. Натуралистическая традиция распадается на ряд течений, в основе которых лежит более конкретное указание на источник морали: эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм – с удовольствием, наслаждением; утилитаризм – с пользой, выгодой. Категории счастья ученый уделяет значительное внимание в своих философско-этических воззрениях. «Счастлив будет тот, кто содействует всеобщему благу». Пути, ведущие к счастью, различны. Во-первых, необходимо преобразовать жизнь на Земле путем правильного общественного устройства, основанного на единении людей, где все живут по законам, суть которых состоит в том, что «запрещено все то, что ведет ко злу». Во-вторых, нравственно преобразовать Космос, а для этого нужна «космическая этика». «Нравственность Земли такая же, как и Небес – устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум». В-третьих – создать новую школу и воспитать гражданина Вселенной. Таким образом, источник морали этики Циолковского – эвдемонизм. Социум детерминирует его этическое учение. Общественными вопросами ученый всегда интересовался, они нашли отражение в работах «Монизм Вселенной», «Богатства Вселенной», «Будущее Земли и человечества», «Общественная организация человечества». Известно, что как только организовалась Социалистическая Академия общественных наук, Циолковский послал туда автобиографию и предложил вниманию Академии свою будущую работу «Социалистическое устройство человечества».
Вероятно, можно говорить о преемственности и значении отечественных нравственных традиций в философско-этических взглядах ученого: обращение к добру, его противопоставление злу; себялюбие, истинный смысл которого «суть заблуждения».
Личностные особенности мыслителя определяют его этические взгляды. По воспоминаниям бывших учениц, Циолковский «талантливый учитель, гуманный человек». Его отношения с учениками служат примером для будущих учителей.