ФИЛОСОФИЯ ВЕЛИКОЙ ЛИЧНОСТИ
© В.Е.Ермолаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.
1. Обобщая современный этап в развитии науки, академик В. С. Степин выдвинул идею смены неклассического этапа, начавшегося в первые десятилетия ХХ века, проблематизирующего методы исследования в их непосредственном влиянии на результаты, постнеклассическим, проблематизирующим самого субъекта исследования, его роль в формировании идеалов и норм научного исследования, в направлении научного поиска. Постнеклассический этап иногда называют человекомерным. Однако диапазон возникающих здесь вопросов пока не получил сколько-нибудь однозначного решения: одни ученые склонны констатировать непосредственную включенность сознания в структуру мира, другие говорят об архетипической заданности научных парадигм и вырабатываемых наукой картин мира; наиболее осторожные и консервативные предпочитают рассматривать человекомерность как критерий актуальности развиваемых научных направлений.
2. С точки зрения автора тезисов, проблематизация субъекта научного поиска означает констатацию непосредственного отражения личности ученого на масштабах и характере его научных достижений. Наш замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский был великой личностью, знакомство с которой может побудить к столь же напряженному стремлению «сделать что-либо полезное для людей», «блестящего, невообразимого будущего» молодой Земли в совершенной счастливой Вселенной.
3. Личность – это «определенная, способная к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность» (К. Г. Юнг «О становлении личности»). Человек нашего времени далек от такой целостности как небо от земли, поэтому философы иногда относят к глобальным угрозам нашего времени антропологическую катастрофу, суть которой не только в катастрофическом исчезновении хорошо сформированных личностей, но и в отсутствии условий для их формирования и, более того, отсутствии в общественном мнении ощущения серьезной опасности такой утраты.
4. Личность Циолковского дает нам пример сопротивления провинциальной российской косности, обстоятельствам личной судьбы, переломным событиям революционного времени. Оглохший в детстве самоучка, лишенный не только связи с передовой научной средой своего времени, но даже и возможности пользоваться специальной научной литературой, становится гениальным ученым, гордостью отечественной науки.
5. Сила душевной целостности заставляет его считать науку только инструментом для скорейшего совершенствования жизни на пока еще несчастной планете, чтобы в будущем принести еще одну грань совершенства в счастливую непрерывную органическую жизнь космоса. Поэтому главным делом в конце достойной величайшего уважения жизни Константин Эдуардович считает распространение своей космической философии, дающей человечеству светлую надежду на грядущее, неслыханное усовершенствование природы человека и его общественной организации, на будущую долгую жизнь в полной органической жизни и совершеннейших существ, навсегда забывшей о страданиях, счастливой и процветающей Вселенной.