ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ АВИАКОСМИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ АВИАКОСМИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ

© А.Г.Бакланов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2007 г.

Выбор современными авиакосмическими компаниями направленности их развития имеет своей основой трехуровневую базу: общегосударственное развитие, формируемое законодательной и исполнительной властью; прогнозирование эволюции отрасли на уровне министерств, ведомств и отраслевых ассоциаций; оценка корпоративного ви́дения организации с учетом ее потенциала. На всех трех уровнях развития интерес к отрасли связан с ее стратегической значимостью в национальной безопасности, в инновационном и экспортном потенциале страны.

Интерес к стратегическим аспектам в управлении предприятиями в западных компаниях возник в 90-е годы в условиях нестабильности экономики в целом и стагнации отраслевого рынка в этот период. Для российских производителей ликвидация базы верхнего уровня отлаженной системы «государство-отрасль-организация» дезориентировало и сделало неопределенным самостоятельный выбор стратегии развития организаций. В этих условиях разработка подходов, концепций и принципов стратегического управления компаний, самостоятельный выбор сфер деятельности, целей и стратегий их достижения для отраслевых компаний является не просто актуальным, а жизненно необходимым.

В рамках современных концепций управленческого процесса основой установления и достижения финансовых результатов компаний является оценка ими будущего состояния рынка и позиции на нем организации, умение оценить и выбрать основу для устойчивого развития. При этом инструментами анализа и выбора является долгосрочное прогнозирование отраслевого рынка и его сегментов, оценка конкурентоспособности компании, что позволяет сформировать ви́дение будущего компании.

В качестве основы формирования видения предлагается использовать эволюционный подход с набором ретроспективных и прогнозных моделей рынка и системный подход со структуризацией на сегменты авиакосмического рынка, базового для отрасли. Это позволяет выделить на рынке определенные сферы деятельности, перспективные с позиций их роста и рентабельности, как основы создания в организации новых товаров и услуг в рамках новых стратегических хозяйственных единиц (СХЕ, СБЕ, БЕ).

Прогнозирование будущего в развитии организации на основе структурной модели рынка позволяет сформировать сбалансированный портфель сфер деятельности, товарных групп и отдельной продукции, повысить определенность и обоснованность управленческих решений, снизить риски и повысить финансовую устойчивость компаний.