ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТА

© А.А.Митина, Д.А.Жуков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.

За годы освоения космического пространства с помощью пилотируемых космических аппаратов (ПКА) в России сложилась собственная уникальная система подготовки космонавтов, которая значительно отличается от своих зарубежных аналогов. Отечественная система подготовки космонавтов на протяжении этих лет сумела адаптироваться к изменениям, обусловленным расширением и усложнением задач космических программ, техническими новшествами ПКА, перераспределением функций между членами экипажа. Достигнуть такой адаптивности систем подготовки космонавтов удалось благодаря усовершенствованию организационных, методических и технических элементов системы подготовки космонавтов.

В РГНИИЦПК им. Ю. А. Гагарина работа по совершенствованию подготовки космонавтов ведется постоянно. Результаты последних исследований и разработок, выполненных сотрудниками отдела навигационно-баллистической подготовки, позволяют сделать вывод, что обеспечение качественной подготовки космонавтов требует поиска новых подходов, как к самому процессу обучения, так и к совершенствованию технических средств обучения.

По результатам ряда работ, посвященных исследованию путей совершенствования организационного и програмно-методического обеспечения подготовки космонавтов были, получены следующие выводы:

Для повышения качества и оперативности подготовки космонавтов в составе экипажа необходимо прежде всего существенно повысить качество подготовки космонавтов в период общекосмической подготовки и в группах по специализациям и типам ПКА. А более эффективное использование времени, предшествующего подготовке космонавтов в составе экипажей ПКА, является одним из необходимых условий решения задачи интенсификации подготовки экипажей к космическим полетам. Одним из направлений решения данной задачи является создание курсов компьютерной поддержки деятельности обучаемых и преподавателей, и применение их во время навигационно-баллистической подготовке космонавтов.

Использование компьютерного курса по навигационно-баллистической подготовке космонавтов предполагается на базе астронавигационного функционально-моделирующего стенда, который представляет собой совокупность программных и тренажных средств. Внедрение компьютерного курса в процесс подготовки космонавтов расширяет и дополняет возможности стенда.

Компьютерные курсы могут применяться для: проведения занятий преподавателем; самостоятельной подготовки обучаемого к занятиям; повторения пройденного материала и восстановления утраченных знаний в периоды длительных перерывов, возникающих в процессе подготовки; предварительной оценки знаний обучаемого (самоконтроля).

Компьютерные курсы могут применяться как на этапе общекосмической подготовки кандидатов в космонавты, так и во время подготовки космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам пилотируемых космических аппаратов или направлениям специализации, подготовки космонавтов в составе утверждённых экипажей к конкретному космическому полёту на пилотируемом космическом аппарате, подготовки экипажей на борту в процессе космического полёта