ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И БАЛАНСИРОВКИ САМОЛЕТА ПРИ НАЛИЧИИ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ И БАЛАНСИРОВКИ САМОЛЕТА ПРИ НАЛИЧИИ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

© Ш.Ф.Ганиев, В.В.Гуляев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2007 г.

Обеспечение высокой безопасности полетов является одной из актуальных задач авиации.

Изменение аэродинамических характеристик самолета при повреждениях его несущих и рулевых поверхностей существенно влияет на характеристики устойчивости и управляемости, что, в свою очередь, требует изменения законов отклонения управляющих поверхностей, обеспечивающих балансировку самолета. Определение подобного рода законов позволяет судить о возможности продолжения полета с повреждениями того или иного характера, устанавливать ограничения на режимы полета поврежденного самолета и делать выводы о вероятности благоприятного завершения полета.

В рамках настоящей работы аэродинамические характеристики самолета с повреждениями определялись с помощью линейной математической модели процессов обтекания, построенной на базе метода дискретных вихрей.

Задачи синтеза законов балансировки поврежденного самолета решались как задачи оптимизации, при этом в качестве критерия качества управления самолетом выступало условие минимума его сопротивления.

На примере самолета, близкого по аэродинамической компоновке и аэродинамическим характеристикам самолету Як-130, были изучены различные варианты законов его балансировки при наличии ряда типичных боевых повреждений, таких как обрыв консоли стабилизатора, обрыв закрылка, разрушение концевой части консоли крыла. На основе анализа полученных законов балансировки установлены ограничения режимов полета при повреждениях различного характера, выявлены наиболее рациональные способы управления самолетом и определены аэродинамические характеристики самолета с повреждениями в полетной конфигурации.

Проведенные исследования показывают, что возможность благополучного завершения полета самолетом, получившим боевые повреждения, может быть увеличена за счет рационального выбора состава органов управления, закона их отклонения и режима полета.