К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О РОЛИ ЗНАНИЙ И «НАУЧНОЙ ВЕРЕ»

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О РОЛИ ЗНАНИЙ И «НАУЧНОЙ ВЕРЕ»

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Высшими ценностями педагогических взглядов К.Э. Циолковского выступают Наука, Знания, Разум. Константин Эдуардович был абсолютно убежден в том, что только они «сделают человека счастливым и свободным», имея в виду и то, что нравственный прогресс возможен только при условии умственного прогресса. Сорокалетний опыт педагогической работы позволил ему выдвинуть кардинальный для его педагогики тезис: «Основа всех разумных и добрых поступков и нашего будущего благосостояния есть знание».

Поэтому самым главным для ученого и учителя было стремление заинтересовать своих учеников знаниями, наукой, раскрыть перед ними перспективу, «зажечь сердца самым высоким идеалом жизни». Как завет Циолковского молодежи звучат его слова: «Мы мало знаем. Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

Знания нужны для того, подчеркивал он, чтобы освоить Космос на основах Разума и Нравственности, создать там условия для счастливой и вечной жизни. В этом и заключается, по его мнению, цель образования.

Стремясь создать собственную «научную веру», символ которой - знание, Циолковский между тем высказывал мысли о необходимости синтеза науки и религии. В одной из своих неопубликованных биографий «Фатум, судьба, рок» он писал, что «страстно увлекался Евангелием», «верил в судьбу», «в руководство со стороны высших разумных сил», «в свое предназначение свыше». Одновременно с этим Константин Эдуардович пытался объяснить многие чудеса с позиции современной ему науки, видел в Иисусе Христе не столько Бога, сколько гения – ученого, способного радикально изменить образ жизни человечества, ускорить приближение его к счастью.

Циолковский стремился объяснить тот факт, что в нем самом «современные взгляды, чистый научный дух» сочетались с «чем-то непонятным» - «неполнотой науки, возможностью ошибки и человеческой ограниченности, весьма далекой от истинного положения вещей».

На преодоление этой ограниченности и должны быть направлены образование и наука.