КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И УНИВЕРСАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2007 г.
Научно-техническое творчество К.Э. Циолковского повлияло на основные тенденции развития человечества в ХХ – начале ХХI века. Сбываются многие прогнозы, сделанные Циолковским задолго до начала космической эры. Иная судьба постигла космическую философию Циолковского, которой сам он отводил приоритетное место.
С одной стороны, некоторые философские мысли основоположника космонавтики (особенно о космическом будущем человечества) оказывают влияние не только на космонавтику и футурологию, но и на все сферы современной культуры. С другой же стороны, значительная часть его философских идей (в области метафизики, философской антропологии, этики, экологии, социальной философии) – если мы ограничимся анализом той формы, в которой эти идеи были высказаны – выглядит устаревшей. Особенно уязвимы, например: понимание человеческой личности как совокупности атомов-духов, живущих «в согласии» друг с другом; такое понимание свободы, при котором вводятся жесткие ограничения на жизнедеятельность «неполноценных» человеческих существ; рассмотрение взаимодействия общества и природы как неограниченной «эксплуатации». Сейчас кажутся наивными многие мечты Циолковского об «идеальном обществе». Такая констатация необходима, поскольку космическую философию принято освобождать тем или иным способом от «неудобных» положений, отвергаемых современной культурой.
Но объективная оценка философии Циолковского должна учитывать также следующий момент. Многие идеи космической философии являются архетипическими, т. е. относятся к универсалиям культуры, систематизирующим человеческий опыт. Как отметил В. С. Степин, среди этих универсалий можно выделить два блока: а) блок, фиксирующий характеристики объектов, преобразуемых в человеческой деятельности (пространство, время, причинность, бесконечность и др.); б) блок, характеризующий человека как субъекта деятельности (человек, общество, добро, свобода, бессмертие и др.). Непреходящая ценность космической философии в целом - наличие в ней, по сути, всей системы основных универсалий культуры, выражающих определенный уровень научного и культурного развития. Задача состоит в том, чтобы переосмыслить и в чем-то перестроить эту систему, применительно к основам культуры, философии, науки наших дней.