МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРА АЭРОКОСМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

© Г.Д.Орешкин, Н..Ф.Романтеев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.

Многолетний опыт проведения визуально-инструментальных наблюдений (ВИН) в пилотируемых космических полетах позволил выработать основные требования к подготовке операторов аэрокосмических наблюдений.

Практическая отработка профессиональных навыков космонавта может осуществляться на специализированных стендах и тренажерах, которые должны обеспечивать: тренировку со штатным оборудованием и аппаратурой пилотируемого космического аппарата (ПКА); имитацию динамики управления ПКА в соответствии с бортовой логикой; распознавание объектов наблюдения в ограниченных полях зрения иллюминаторов; наведение оси ТВ-камер на конкретные заданные объекты; дешифрирование характерных признаков наблюдаемых объектов и явлений; оперативный контроль и управление процессом тренировки; ввод новых исходных данных для тренировок и набор нештатных ситуаций.

С целью отработки практических навыков оператора-наблюдателя в условиях максимально приближенных к реальным, используются специальные самолеты (летающие лаборатории). Летные тренировки осуществляются в соответствии с упражнениями, которые предусматривают специальную подготовку космонавтов на выполнение ВИН наземных, морских, воздушных и космических объектов, отработку операторских навыков по работе с оборудованием ПКА, методик проведения научно-исследовательских работ, решения конкретных задач предстоящего космического полета. В процессе летного обучения большое значение придается качественной и количественной оценке натренированности оператора, определяемой на основе статистических исследований.

Наиболее эффективным критерием профессиональной натренированности по выполнению ВИН является «пропускная способность», зависящая как от психофизиологических параметров оператора (порога остроты зрения, световой, контрастной и спектральной чувствительности), так и от его профессиональных способностей (быстрота реакции, оперативная зрительная работоспособность и т. д.). Процесс обучения космонавтов практическому применению научной аппаратуры и фотооборудования ПКА наиболее целесообразно проводить в ходе выполнения реальных высотных аэрофотосъемок заданных участков местности в интересах народного хозяйства.

Комплексный подход в научном обосновании процесса визуальных космических наблюдателей, создание специализированных тренажеров, разработка единой методики подготовки экипажей ПКА по визуальным методам дистанционного зондирования Земли и размещение автоматизированного рабочего места космонавта-наблюдателя на ПКА позволяют значительно повысить качество профессиональной подготовки космонавтов к выполнению космических исследований в области изучения природных ресурсов Земли и экологического мониторинга.

В докладе представлены: перечень основных требований к подготовке операторов, основные объекты и задачи аэрокосмических наблюдений, а также комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием подготовки космонавтов по данному направлению.