МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СКОЛЬЗЯЩИХ ПЛАНОВ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РКТ
© В.Н.Дедов, В.К.Душкин, В.Д.Оноприенко, Н.В.Дедов, Е.Г.Черненко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2007 г.
…Три, два, один… и вслед за таким обратным счислением мгновений прозвучали 12 апреля 1961 года два коротких слова: строгое командное «Старт!» Сергея Павловича Королева и удалое «Поехали!» Юрия Алексеевича Гагарина. Воплотилась в реальность идея Константина Эдуардовича Циолковского – основоположника теоретической космонавтики. Эти слова прозвучали под торжествующие звуки могучих ракетных двигателей ракеты-носителя «Союз», которые устремили к небу в КК «Восток» первого космонавта Земли. Это событие положило начало новой эры, и человек впервые вышел в космос, что означало для него вступление на порог новых исканий и теперь уже за пределами своей собственной колыбели – Земли.
Основополагающий документ среднесрочной перспективы космических средств в интересах науки, социально-экономического развития и международного сотрудничества должен содержать в комплексной среднесрочной программе следующие разделы:
– цели, задачи и показатели-индикаторы ракетно-космической деятельности;
– расходные обязательства РКТ, формирование доходов по всем направлениям РКП и не программная деятельность;
– бюджетные целевые программы;
– распределение расходов по целям, задачам и программам;
– результативность бюджетных расходов и использование внебюджетных средств.
В основу методологии формирования скользящих планов среднесрочной перспективы развития РКТ, положен опыт ФГУП «Организации «Агат» применительно к двум методическим направлениям:
– укрупненная методология статико-фиксированных документов: концепций, стратегий, доктрин, основных направлений развития, планов и программ;
– методология среднесрочного скользящего (непрерывного) планирования развития отрасли со сдвигом 1,3, 5, 7 и 10 лет.
Две методологии формирует укрупненные характеристики и показатели-индикаторы по РН, КА, РБ и другим ракетно-космическим средствам, а также их ожидаемый эффект (результат) от применения вновь создаваемых и используемых космических средств. Формируемая программа включает в себя весь состав НИОКР, объемы финансирования на закупку серийной техники, операционные расходы Федерального космического агентства России на поддержание и эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры, капитальные вложения на развитие НИИ, КБ, НПО, ПО и предприятий РКП, плановое восполнение и поддержание ОГКА, исходя из состояния показателей-индикаторов экономической и оборонной безопасности страны.
Применяемые в Российской Федерации перспективные планы НИОКР, создания РКТ и финансовый план формально соответствуют этим принципам, однако, на практике его роль в бюджетном процессе ограничена справочно-информационным «сопровождением» проекта бюджета на отдельно взятый год. Это связано с объективными условиями:
– ограничениями бюджетного процесса (недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования);
– изменениями в налоговом законодательстве;
– наличием крупных «необеспеченных мандатов»;
– зависимостью бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов, а расходов – от проводимых структурных реформ.
По мере преодоления этих ограничений, на первый план будут выходить внутренние недостатки в сложившейся практике разработки и использования перспективного финансового плана:
– отсутствие четкой методологии «перемещения»;
– «корректировки» ранее одобренных проектировок;
– увязки с целями среднесрочных планов;
– формирование предельных объемов расходов бюджетных средств на трехлетний период;
– определение «вилки» бюджетных средств возможной реализации по показателям результатов.
Для их устранения необходимо утверждение органом исполнительной власти порядка разработки перспективного финансового плана, определяющего его формат (в том числе – с выделением бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств), процедуры пересмотра его параметров в бюджетном процессе.
С точки зрения ориентации бюджета на конечные результаты, основополагающее значение имеет включение в перспективный финансовый план ежегодно «смещаемого» на год вперед распределения ресурсов между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Это удлиняет горизонт планирования межведомственных и отраслевых бюджетных программ, создает стимулы для оптимизации бюджетных расходов, способствует формированию системы индикаторов результативности расходования средств, повышает объективность оценки деятельности министерств, ускоряет подготовку и повышает качество проекта бюджета. В целях повышения надежности этих оценок распределение бюджетных ассигнований между субъектами бюджетного планирования может осуществляться только в части «действующих» на момент утверждения перспективного финансового плана обязательств, а также с использованием в основном относительных (в процентах к общему объему бюджета «действующих» обязательств) показателей.