МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОТКРЫТОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОПЫТКА ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЯ В КАТЕГОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОТКРЫТОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОПЫТКА ЕЁ ОСМЫСЛЕНИЯ В КАТЕГОРИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

© О.С.Цыганков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

Экспансия человечества в космос, находящаяся в русле идей К.Э. Циолковского, общепризнана как магистральный путь развития человечества. Этот процесс, обусловленный стремлением Homo sapiens быть вписанным в структуру Вселенной, несомненно, будет связан с применением методов биоэлектроники и биотехнологии и, возможно, с биологическими изменениями человека при помощи методов медицины и генной инженерии.

Оставляя в стороне дальние прогнозы, пророчества и утопии, имеет смысл остановиться хотя бы на попытке представить роль и функции человека в колонизации Луны, каковая идея имеет хождение в научном сообществе. Вопреки скептикам, автор утверждает, что непосредственное участие космонавтов как в исследовании, так и в освоении Луны является необходимым. Действительно, человек, в доступных для него условиях, - более совершенный и гибкий инструмент, чем дистанционно управляемые аппараты. Разумеется, исследование дальних миров целесообразно автоматическими средствами, но их освоение осуществимо только человеком. Можно уверенно заявить, что роль «человека-в-скафандре» в освоении Луны будет главной и не заменимой ни автоматами, ни роботами, и никакими другими порождениями техники, но в гармонии с ними.

Специалист, профессиональные интересы которого обращены к завтрашнему и послезавтрашнему дню, прогнозирует эволюцию той или иной отрасли науки, техники и сферы деятельности человека. И не удивительно, что у него появляется стремление философски осмыслить продукт своей профессиональной деятельности, тем более что дело касается будущего космонавтики, человечества, цивилизации.

Что есть человек в скафандре? Каков его статус в расширяющейся сфере космической деятельности землян? Может быть, это всего лишь Homo ornatus (человек одетый)? Не является ли скафандр только ближайшим к человеку компонентом производственной среды вроде рабочей одежды? Сохраняет ли скафандр видоспецифические свойства и особенности Homo sapiens?

Преодоление конструктивных трудностей при создании скафандра предопределяет заведомое игнорирование ряда биомеханических требований. Наложение связей в виде шарниров скафандра на подвижные сочленения тела ограничивает функциональные возможности человека. Вместе с тем, скафандр создает саму возможность жить и работать в неземных условиях.

Предположим, что на данном этапе скафандр есть не более чем воплощение принципа органопроекции. Однако это тот случай, в котором интерактивность между техническим устройством и человеком формируется на стадии разработки, то есть проектируется. Скафандростроение прогрессирует. Появляется бортовой компьютер для управления системой жизнеобеспечения, а также с функциями экспертной системы и интеллектуального партнера; биоэлектронные органы зрения, экзоскелетон, автономные средства перемещения, достаточные энергоресурсы. Положено начало концептуальным и экспериментальным исследованиям в области создания альтернативных, а по существу, новых видов защитного снаряжения, когда на базе новых материалов и технологий создается оболочка облегающего типа без газовой прослойки между телом и оболочкой, как это реализовано в существующих скафандрах. Такое решение позволит сохранить локомоторные возможности человека в полном объеме.

При условии положительного вектора самоэволюции в области психики и интеллекта, такой симбиоз человека и техники порождает некое космобиотехническое существо, которое, в период его целевого функционирования, смело можно назвать космоантропом и рассматривать его в качестве субъекта деятельности в открытом космосе.

Исследуя внекорабельную деятельность космонавта, в 1976 г. на VI Гагаринских Чтениях автор выступил с докладом под названием «Попытка системного подхода к анализу технологической деятельности космонавта в целях обеспечения её необходимыми инструментами». Внекорабельная деятельность была представлена в виде единой эргатической системы. Дальнейшие исследования привели к выявлению связей между элементами системы, выделению подсистем, разработке многополюсной графической и математической моделей, которые оказались востребованными и продуктивными для успешного практического осуществления внекорабельной деятельности на отечественных орбитальных станциях. Уже тогда в этой работе при анализе и теоретических построениях был применен антропоцентрический подход.

Очевидно, что классическая биполярная модель прямых отношений «субъект-объект» не позволяет учитывать все взаимодействия в системе. Даже модель, в которой инструмент представляет собой (в философском смысле) своего рода третий полюс, расположенный между субъектом и объектом, также не учитывает полный комплекс отношений между подсистемами в системе и между элементами в подсистемах.

Настоящий доклад посвящен построению многополярной системы инструментально-технологической деятельности космонавта вне гермоотсеков, методологии исследования этой системы, интерпретации понятий «артефакт» и «инструмент» применительно к скафандру при его включенности в связку «человек-скафандр», концептуализации всего многообразия связей в исследуемой системе.

Таким образом, целью и содержанием доклада является анализ и осмысление деятельности человека в открытом космическом пространстве с позиций философии техники и её категорий, то есть в предметном, деятельностном, знаниевом и рефлексивном аспектах, с последующим выходом на проблемы технической этики и социальной ответственности проектировщиков космической деятельности.