НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.Б.Филимонов, Б.П.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2007 г.

Особое место в творчестве К.Э. Циолковского занимают его научно-фантастические произведения: «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли», «На Весте», «Изменение относительной тяжести на Земле», «Цели звездоплавания», «Живые существа в Космосе», «За атмосферой Земли». Все эти произведения объединены одной темой, посвященной проблеме освоения человеком космического пространства.

Обращение Циолковского к жанру научной фантастики не является случайным. Ему отводится весьма важная роль в начальной стадии разработки основных трудов по реактивному движению и межпланетным сообщениям. Константин Эдуардович писал, что: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества».

На наш взгляд, необходимо отметить и другое значение этих работ, которое неоднократно подчеркивал Циолковский – это популяризация идей о проникновении человека в космос. Мысль, казавшаяся сама по себе фантастической, облекалась ученым в художественную форму, которая, по его мнению, была наиболее доступной и интересной широкому кругу читателей. В статье «Только ли фантазия?» он писал: «Ничто меня так не занимает, как задача одоления земной тяжести и космические полеты... Мне вот уже 78 лет, а я все продолжаю вычислять и изобретать касающееся реактивной машины. Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг! Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы; готовятся новые открытия и новые сочинения. Но фантазия также меня привлекала. Много раз я брался за сочинения на тему «Космические путешествия», но кончал тем, что увлекался точными соображениями и переходил на серьезную работу.

Фантастические рассказы на темы межпланетных рейсов несут новую мысль в массы. Кто этим занимается, тот делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений».

Среди значительного количества опубликованных работ Циолковского, научно-фантастические сочинения занимают сравнительно небольшой объем. Но они играли важную роль в начальной стадии разработки и подготовки к опубликованию основных трудов ученого по реактивному движению и межпланетным сообщениям. Первая работа по этим вопросам – «Свободное пространство» была написана в 1883 г.; в ней впервые была сформулирована идея применения на космическом корабле реактивного двигателя. По форме изложения эта работа близка к научно-фантастическому произведению

Благотворное влияние научной фантастики Циолковский ощутил на себе сам, читая Жюля Верна. В предисловии к работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911-1912) он писал: «Мне кажется, первые семена мысли были заронены известным фантазером Ж. Верном; он пробудил работу моего мозга в известном направлении. Явились желания, за желаниями возникла деятельность ума. Конечно, она ни к чему бы не повела, если бы не встретила помощи со стороны науки». Интересную оценку популяризаторской деятельности Циолковского дал космонавт и ученый К. П. Феоктистов, который сказал, что из «сокровищницы идей Циолковского можно черпать новые мысли еще десятки лет, но главная слава этого человека в том, что он был и остается первым и величайшим пропагандистом космоплавания, идеи, казавшейся до него фантастической и ненаучной».

Научно–фантастические произведения Циолковского пронизаны глубоким убеждением, что именно к этим смелым его идеям и должно будет прийти, как он полагал, в отдаленном будущем, человечество. Непоколебимая убежденность, выраженная в увлекательной форме, невольно сообщается читателю и заставляет его задуматься над рисуемой автором картиной грядущего освоения Космоса.

В 1892 г. Циолковского, занимавшего тогда должность преподавателя арифметики и геометрии в начальном училище в г. Боровске, переводят на такую же должность в Калугу. После переезда Циолковский убедился, что теперь он оказался несколько в лучшей обстановке, чем в Боровске. В 1893 г. в журнале «Вокруг света» он публикует первую научно-фантастическую повесть «На Луне», вскоре вышедшую отдельным изданием.

Фантастические произведения Циолковского представляют собой научно-популярную фантастику, где фантастический элемент, появившись рядом с научным, не вступает с ним в противоречие, а развивает его, базируется на нем. Воображение ученого проявляется то в смелой научной гипотезе, то в свободной игре фантазии, но всегда основано на научных данных. Поэтому многие идеи Циолковского, высказанные им в фантастической форме, находят поддержку у ученых и в настоящее время.