О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

© Ю.А.Дробышев, И.В.Дробышева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Совершенствование образования становится все более очевидным приоритетом в развитии всех стран мира. Уже в обозримом будущем именно его состояние станет определяющим в развитии мировой цивилизации. Поэтому особое внимание в настоящий момент уделяется эффективности материально-технического, методического и информационного обеспечения отечественной сферы образования, внедрению в учебный процесс новейших образовательных технологий.

Основные направления внедрения современных информационных технологий в образование намечены в Федеральных целевых программах «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.) и «Электронная Россия (2001-2010 гг.), в отраслевых научно-технических программах «научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», «Создание системы открытого образования».

Важнейшей чертой современного образования становится использование в учебном процессе электронных учебников и учебных пособий цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Однако в настоящее время, несмотря на высокий уровень развития компьютерных технологий, отмечается низкая эффективность их использования учителями в математическом образовании. На преодоление этого противоречия и направлен созданный нами модуль «Электронные учебники математики нового поколения и их влияние на изменение деятельности ученика и деятельности учителя на уроке математики», входящий в нормативный курс «Теория и методика обучения математике», читаемый в рамках подготовки специалиста по направлению 050201.65 «Математика» с дополнительной специальностью». Модуль является одним из компонентов подготовки будущих специалистов и в качестве такового способствует углублению и расширению профессиональной компетенции студентов, формированию и развитию как интегральной составляющей образования и самообразования специалиста.

Основная цель модуля – дать общее представление о современных учебниках и учебных пособиях в образовательной области «Математика», основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий и раскрыть их возможности при обучении учащихся математике.

Модуль предполагает интеграцию и актуализацию методологических, психолого-педагогических, методических и математических знаний.

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

а) на уровне ключевых компетентностей – овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления;

б) на уровне базовых компетентностей – развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектно-ориентированной работы учащихся с использованием ЦОР, содействие развитию творческой инициативы у будущих учителей;

в) на уровне специальных компетентностей – получение знаний об электронных учебниках и требованиях, предъявляемых к ним, об основных ЦОР по математике, овладение знаниями и приемами конструирования учебно-математической деятельности учащихся с использованием ЦОР, формирование умений по управлению учебной деятельностью учащихся при изучении компонентов содержания школьного курса математики.

В докладе раскрывается содержательный аспект УММ (рабочая программа, учебно-методическое обеспечение учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой, лекции, практические занятия, проектные задания, курсовые работы). Кроме этого будет представлено методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов (подготовка проектов, тестирование, зачет).

Модуль является обязательным компонентом формирования базовых и специальных компетентностей будущих преподавателей математики, и в качестве такового может быть использован в профессиональной подготовке и переподготовки педагогических кадров.