О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИДЕЙ КОСМИЗМА И ТРАНСГУМАНИЗМА

О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИДЕЙ КОСМИЗМА И ТРАНСГУМАНИЗМА

© В.В.Удалова(Прайд)
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

Трансгуманизм – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. В сфере интересов трансгуманизма вопросы радикального продления жизни с помощью искусственных органов, выращивания органов, клеточной терапии и других возможных научных методов; вопросы усиления интеллекта как с помощью современных лекарственных средств, так и с помощью компьютерных методик. Поднимаются также вопросы расширения сферы существования человека: выход в ближний и дальний космос, освоение океана и межзвездного пространства и необходимая для этого модификация тела человека. Изучаются в трансгуманизме вопросы построения идеального общества, вопросы технологического прогнозирования и пр. Уже из этого краткого перечисления видно, что тематически и в мировоззренческом плане космизм и трансгуманизм имеют много общего.

Развившись в последние десятилетия, прежде всего, в США и Западной Европе, трансгуманизм становится все более популярным и в России. Прогнозы трансгуманистов звучат и на государственном уровне. Например, в США, Европарламенте, в Великобритании и недавно в России.

Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. основателем ЮНЕСКО, крупным английским биологом Джулианом Хаксли.

В своей современной форме трансгуманизм как мировоззрение, аппелирующее к достижениям науки и техники, был, в основном, сформулирован в лекциях и публикациях FM-2030 (он же Ф. М. Есфандиари, Fereidoun M. Esfandiary). Вклад в его развитие в 60-80-ые гг. ХХ века внесли Р. Эттинджер, М. Мински, Э. Дрекслер и многие другие. На их идеи опираются основные научные направления, с которыми трансгуманисты связывают свои надежды: иммортализм, искусственный интеллект, нанотехнологии.

В качестве своих идейных предшественников современные западные трансгуманисты рассматривают, в основном, мыслителей 1920-1950-ых гг.: биолога Дж. Б. С. Холдейна, физика Дж. Д. Бернала, палеонтолога Тейяр де Шардена и др.

Сейчас, когда трансгуманизм активно начал распространяться в России, взгляд в прошлое российской мысли позволяет утверждать, что многие из идей, относимых сегодня к трансгуманистическим, впервые возникли или получили своё развитие в России.

Так, несомненным предшественником современного трансгуманизма является философия русского космизма (Н. Ф. Фёдоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, А. П. Сухово-Кобылин, В. Ф. Купревич и др.). Как продолжение русского космизма следует рассматривать возникшее в 1920-ые годы ХХ века литературное движение биокосмистов-имморталистов (А. Святогор (А. Ф. Агиенко), А. Б. Ярославский).

В 1930-1940-ые гг. движение биокосмистов-имморталистов было разгромлено. Однако идеи, восходящие к их взглядам, обрели новую жизнь, в частности, в учении о ноосфере, сформулированном Э. Леруа и Тейяр де Шарденом под влиянием лекций, прочитанных В. Вернадским в 1920-ые годы в Сорбонне.

Несмотря на различие во взглядах многих космистов, основной стержень их философии – вера в необходимость улучшения положения человека, в реализацию его потенциала. И для того, кто знаком как с русским космизмом, так и с современным трансгуманизмом, преемственность между ними несомненна. Уже у Фёдорова мы находим положения о необходимости направленной дальнейшей эволюции человека, борьбе со старением и смертью, обживании новых сред обитания, освоении космоса, проектах планетарных масштабов – обо всём том, что составляет сущность взглядов трансгуманистов.

Как пример напомним, что К. Э. Циолковский ратовал за радикальное продление жизни: «Жизнь не имеет определенного размера и может быть удлинена до тысячи лет». И как современное эхо – слова (совершенно трансгуманистические по сути) одного из ведущих геронтологов России, профессора В. Н. Анисимова: «Представляется вполне обоснованным надеяться, что эффективная терапия старения может быть реализована уже во второй четверти XXI века, а в его второй половине – появление методов, фактически дающих человеку «вечную молодость»

Трансгуманизм соотносится с последними веяниями технологического прогнозирования (technology foresight), теоретическая база трансгуманизма стремительно развивается. Уже сейчас понятен и исследуется феномен NBIC-конвергенции, приводящий к ускоряющейся модификации человека, что, в свою очередь, ведет, как считают трансгуманисты, к созданию нового, пост-человечества. В связи с этим многие идеи К.Э. Циолковского наполняются новым содержанием.