О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПО ИСТОРИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
© В.М.Беляев, Д.М.Охочинский, М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.
С учетом многолетней работы со студентами в космических музеях, в частности, в Мемориальном музее космонавтики им. В. П. Глушко и Зале ракетной техники Артиллерийского музея (г. Санкт-Петербург), можно сформулировать некоторые особенности построения традиционных музейных экспозиций по космонавтике:
– экспозиция формируется вокруг реальных образцов космической техники, имеющих и историческую, и музейную ценность;
– ориентация экспозиции на создание эмоционального впечатления от посещения, без реальной возможности внимательно изучить каждый отдельный образец;
– отсутствие возможности организации целенаправленного учебного процесса как для индивидуальных посетителей, так и для группы обучаемых.
Предлагается концепция учебно-образовательной экспозиции в области ракетно-космической техники, которая должна решать следующий комплекс задач:
– рассказ о достижениях советской и российской космонавтики для слабо подготовленного, но заинтересованного посетителя, и российского, и зарубежного;
– предоставление исчерпывающей информации как по определенной, связанной с космонавтикой, исторической теме, так и информации технического характера по конкретным образцам и объектам ракетно-космической техники;
– использование непосредственно в учебном процессе всех экспонатов и стендов, как материальных, так и виртуальных.
Экспозиция должна подразделяться на три большие группы стендов и экспонатов:
– основная часть, разбитая на несколько крупных тематических разделов, посвященных различным классам космической техники; периодичность частичного или полного обновления должна составлять не менее одного раза в год;
– новостная (периодичность обновления – один раз в 2-3 месяца).
– хронологическая (информация о достижениях в освоении космоса стран-членов «космического» клуба; экспонаты и стенды данной группы не обновляются, а пополняются по мере появления информации).
Учебно-образовательная экспозиция строится не обособленно, она планируется как составная часть большого образовательного комплекса, который будет включать в себя также и лабораторный, и так называемый «рекреационный» модули. В них посетители смогут поставить эксперименты, связанные с космонавтикой (и физические, и виртуальные), а также закрепить полученные знания в игровой форме.
Концепция, подготовленная при поддержке Северо-Европейского Космического Консорциума, была представлена и одобрена на II Всероссийской конференции по подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса России (СПб, ноябрь 2006 г.) и Первой Конференции по подготовке кадров с использованием музейных экспозиций промышленных предприятий (СПб, апрель 2007 г.).