ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ШКОЛЬНОЙ АСТРОНОМИИ

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ШКОЛЬНОЙ АСТРОНОМИИ

© Е.П.Левитан
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2007 г.

Астрономия – древнейшая из наук о природе. Основы знаний о Вселенной издавна передавались из поколения поколению. В греко-римской системе образования астрономия была одной из семи классических дисциплин. Впоследствии эту систему восприняли другие страны, включая Киевскую Русь.

Более чётко история преподавания астрономии в России прослеживается, начиная с петровских времен (известно, что Петр I проявлял немалый интерес к изучению астрономии). К началу XX в. был накоплен значительный опыт в преподавании астрономии в гимназиях и училищах, появились десятки (!) учебников, на изучение астрономии отводили 1–2 часа в неделю в старших классах.

Мы гордились тем, что в советской школе астрономия была самостоятельным учебным предметом. Постоянно совершенствовалось содержание школьного астрономического образования, учебники, учебные пособия и т. д. Особенно актуальным преподавание астрономии стало после начавшегося освоения околоземного космического пространства, полетов к Луне и последующих достижений отечественной и мировой космонавтики.

Несмотря на это, судьба школьной астрономии в СССР оказалась нелёгкой (за «одночасовой» предмет приходилось постоянно бороться!), но астрономия входила в аттестат зрелости и даже был экзамен (по выбору).

Но к началу XXI в. астрономию исключили из числа обязательных учебных предметов (!). Сейчас, когда отмечается 50-летие космической эры, астрономия превратилась у нас в «предмет по выбору».

Цель настоящего доклада – привлечь внимание общественности к обозначенной проблеме.

Парадоксальность этой ситуации очевидна. Реформаторы школьного образования будто бы не заметили ни прогресса космонавтики, ни бурного прогресса самой астрономической науки, ни сгущающегося мрака паранауки, «достижениями» которой сейчас буквально оболванивают и взрослых, и детей.

К. Э. Циолковский был не только основоположником теоретической космонавтики, но и учителем математики, физики и астрономии. Можно представить, как бы он оценил нынешнюю ситуацию в школьном образовании, если бы дожил до наших дней. Что же касается астрономической и аэрокосмической общественности, то пока особой озабоченности не наблюдается.

Проблему с уроками астрономии следует отнести к числу важных и пока еще далеких от решения социокультурных проблем.