ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ВЫХОДУ ИЗ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ
© Р.Ю.Ельцов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.
За время эксплуатации Международной космической станции накоплен большой объем статистических данных по выходу из нештатных ситуаций (НшС) около 3500 случаев. В подавляющем большинстве случаев возникновения НшС в решении задач выхода из них принимал участие экипаж.
Анализ показывает, что экипаж при выходе из НшС часто использует типовые способы. Однако частота их использования, как показывает практика, существенно отличается. Учет этого фактора при подготовке космонавтов позволяет научно обоснованно распределить усилия по отработке каждого из типовых способов выхода из НшС и методически правильно организовать подготовку космонавтов к действиям в НшС, возникающих в процессе полета. С другой стороны, анализ деятельности экипажа при решении задач выхода из НшС свидетельствует о том, что при поиске способа выхода экипаж использует обобщенные алгоритмы, связывающие типовые НшС с типовыми способами выхода из НшС. Знание указанных алгоритмов необходимо для осуществления быстрого и безошибочного принятия решения экипажем о способе выхода из возникшей НшС, что особенно актуально в случае отсутствия по тем или иным причинам связи с Землей или дефицита времени. Все это должно находить отражение в программе подготовки космонавтов к действиям в НшС.
В настоящее время отработка алгоритмов процесса выхода из наиболее часто проявляющихся НшС осуществляется на наземных комплексных тренажерах, что позволяет подготовить экипаж к действиям в случае возникновения НшС на борту пилотируемого космического аппарата (ПКА) во время выполнения полета. Недостатками существующего процесса подготовки является то, что не учитывается психологическая составляющая, а именно, что действия по выходу из реальной аварийной ситуации выполняются космонавтами в условиях эмоциональной напряженности и дефицита времени. Средством обучения космонавтов адекватным действиям в стрессовых условиях является специальная парашютная подготовка космонавтов (СППК). СППК – это вид психологической подготовки космонавтов к деятельности в экстремальных условиях космического полета, использующий методологию психологического моделирования усложненной деятельности космонавта в условиях прыжка с парашютом, с выполнением целенаправленной операторской деятельности (дополнительного задания) в свободном падении.
При проведении СППК в качестве дополнительного задания космонавтам предлагаются логико-математические упражнения и задачи информационного поиска. В целях повышения эффективности подготовки космонавтов к действиям по выходу из НшС предлагается производить отработку алгоритмов выхода из НшС в реально стрессовых условиях, а именно в процессе свободного падения в рамках проведения СППК. Для этого необходимо из общей базы данных по НшС выделить те ситуации, выход из которых сопровождается дефицитом времени и повышенной психо-эмоциональной напряженностью и разработать варианты тренировочных заданий для космонавтов, требующие анализа ситуации и определения алгоритма действий по успешному выходу из нее.
При проведении экспериментальных прыжков на СППК испытуемым предлагались для решения пробные варианты аналогичных заданий, связанные со штатным и нештатным функционированием систем ПКА. Анализ результатов выполнения СППК показал возможность успешного решения космонавтами подобных задач в условиях моделирования стрессовой ситуации и актуальность проведения дальнейших работ по данной тематике.
В докладе представлен анализ статистических данных по выходу из НшС, механизм предоставления и решения дополнительных заданий в свободном падении при выполнении парашютных прыжков по программе СППК, а также рассмотрены критерии отбора заданий для отработки в условиях моделирования стресса, способы и технические средства контроля их выполнения.