ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ
© Д.Ю.Щербинин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2007 г.
За прошедшие десятилетия освоения околоземного космического пространства с помощью отечественных пилотируемых космических аппаратов в России сложилась собственная уникальная система подготовки космонавтов. Очередным шагом в ее развитии является международное сотрудничество в рамках программы Международной космической станции (МКС). Обеспечение функционирования на орбите такого сложного пилотируемого орбитального комплекса как МКС предъявляет высокие требования к качеству процесса подготовки космонавтов и уровню подготовленности экипажей. При реализации существующей концепции подготовки экипажей, когда преподавание космонавтам и астронавтам осуществляется на иностранном языке (иногда до 50% времени обучения), особое значение приобретают методы визуализации учебной информации. Сжатые сроки подготовки делают проблему интенсификации учебного процесса особенно актуальной. Выходом в сложившейся ситуации может стать дальнейшее развитие существующих и создание новых компьютерных обучающих систем для подготовки космонавтов, а также использование инновационных обучающих технологий.
Одним из способов решения данной проблемы является разработка и создание компьютеризированного класса для подготовки космонавтов на основе компьютерной обучающей системы виртуального окружения, состоящей из подсистемы мультимедийных приложений и подсистемы виртуального окружения. Подсистема мультимедийных приложений предназначена для хранения и передачи пользователю через Internet или систему визуализации учебного класса обучающих программ, разработанных с учетом единых требований. В ряду таких требований можно выделить: интерактивность, возможность реализации режима дистанционного обучения, возможность преодоления языкового барьера.
Подсистема виртуального окружения предназначена для хранения и трансляции через систему визуализации учебной информации в виде виртуального повествования. В качестве системы визуализации предлагается использовать стереоскопическую проекционную систему, что дает техническую возможность использовать мультимедийные обучающие программы, а также реализовать преимущества виртуального повествования как инновационной образовательной технологии.
Виртуальное повествование отличается от виртуального тренажера (модели, игры) своей обучающей, информационной направленностью. Технология виртуального повествования дает возможность визуализировать процессы любой сложности, в том числе и такие, которые невозможно наблюдать в обычной обстановке. При подготовке к полету космонавт часто сталкивается именно с такими процессами и явлениями. Например, на занятиях по навигации, баллистике, сближению и спуску, при решении задач подготовки к внекорабельной деятельности и т. д.
В докладе представлены результаты анализа особенностей подготовки космонавтов по бортовым системам Российского сегмента МКС, опыта использования компьютерных обучающих систем в отечественной системе подготовки космонавтов, а также рассматриваются перспективы использования компьютеризированного класса при подготовке экипажей пилотируемых космических аппаратов..
По мере дальнейшей разработки обучающих курсов будет формироваться информационная база учебной информации, которая может использоваться не только для подготовки космонавтов, но и для подготовки новых педагогических кадров: инструкторов, преподавателей, а также специалистов космической отрасли. Таким образом, обучающая система рассматривается и как система хранения-передачи знаний в области подготовки космонавтов.