ПОЛЕТ КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «БУРАН»
© Н.А.Кудряшова, М.О.Толбоев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
2007 г.
15 ноября 1988 года был осуществлен старт ракетно – космической транспортной системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран». Впервые в мире заход на посадку и посадка были выполнены автоматически, корабль был посажен на заданный аэродром с высокой точностью.
Работа по многоразовому космическому кораблю «Буран» была новаторской, но она начиналась не с нуля. Полету «Бурана» предшествовали орбитальные и суборбитальные полеты малых аппаратов-аналогов «Спираль», «Бор-4» и «Бор-5».
«Буран» должен был быть испытан, как самолет и как беспилотный аппарат, движущийся в автоматическом режиме по траектории космического полета.
В 1979 г. в Летно-исследовательском институте им. М. М. Громова была отобрана группа летчиков-испытателей для подготовки к полету на «Буране». Командиром отряда был назначен И. П. Волк. Медицинский отбор космонавтов проводился в Институте медико-биологических проблем.
Весь цикл испытаний «Бурана» условно можно было разделить на несколько составляющих: летную подготовку, стендовые испытания, летные испытания на летающих лабораториях, летные испытания БТС-002.
Летная подготовка заключалась в интенсивной испытательной работе. Работа на стендах НПО «Молния», НПО «Энергия», ЛИИ и ЦАГИ позволила космонавтам-испытателям отработать стендовые элементы полета. На летающих лабораториях ТУ-154 и МИГ-25 было выполнено около 1000 полетов, которые помогли исследованию законов управления на посадке.
Следующим этапом программы были полеты на полноразмерном аналоге «Бурана» – БТС-002. Первый полет состоялся 10 ноября 1985 г., его подняли в воздух И. П. Волк и Р. А.. Станкявичус. Всего на БТС-002 было выполнено 24 полета.
Вклад летчиков-испытателей ЛИИ им. М. М. Громова в развитие отечественной космонавтики огромен и будет служить основой для будущих пилотируемых программ России.