ПРИЧИНЫ ДИНАМИКИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСТВА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПРИЧИНЫ ДИНАМИКИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСТВА К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2007 г.

Отношение как к разрабатываемым Константином Эдуардовичем Циолковским идеям, так и к нему самому всегда было крайне неоднозначным. Диапазон такого рода оценок, как правило, не имел полутонов. Не имеет он их и в настоящее время: либо Циолковский «гениальный отец отечественной космонавтики», либо «идеолог русского фашизма». Попытки официальной власти вмешиваться в данный процесс обычно сдвигали неугодные мнения на задний план или просто их замалчивали, но суть дела это не изменяло.

Отношение к Циолковскому при его жизни определялось во многом энергичным и настойчивым стремлением самого исследователя узнать мнение влиятельных и заметных в науке личностей по поводу наиболее прорывных, странных, «эпатажных» позиций, ставших предметом общего научного внимания. Кроме того, его интересовало их мнение и в отношении собственных идей, которые на грани ХIХ и ХХ веков выглядели не менее экстравагантно. Но благосклонные или негативные отзывы отражали реальный процесс научного творчества с его разнообразием мнений и позиций.

В настоящее время обстоятельства принципиально изменились. Во-первых, появилась возможность оценить научную значимость идей Циолковского и степень его прозорливости с позиции современной науки. Одновременно бесспорным стал факт, что говорить об отдельных идеях Циолковского вне его сложного и многопланового мировоззрения практически невозможно. Во-вторых, личность ученого привлекла интерес политической среды общества и ее обывательских слоев. Их же оценки деятельности Циолковского в подавляющем большинстве сформировались на базе материалов исключительно социальной составляющей его проектов, для которой характерна нравственная непривлекательность. В основе таких проектов лежит вера в обязательную прогрессивность технического процесса и исключительно благое могущество человеческого разума, опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени в вечность. Ценностная этическая база концепции Циолковского сформировалась на основе буржуазных идеалов и оценок, характерных для начальных этапов развития капиталистических отношений.

Однако в его этической доктрине довольно отчетливо проступила вся ограниченность принципа гуманизма, доведенного автором до крайности. Прежде всего, это индивидуализм, воплотившийся в такую свою специфическую форму как эгоизм; односторонность и одномерность при рассмотрении большинства процессов и явлений; уверенность в «естественной природе» нравственности и придание чрезвычайного значения разуму отдельной личности, который способен подчинять и контролировать чувственную жизнь человека.

Несмотря на все несовершенства данной позиции, необходимо отметить, что она оказалась фактически первой завершенной попыткой моделирования культурно-интеллектуального будущего развития цивилизации вплоть до космической перспективы.

Яростные атаки на учение Циолковского в настоящее время связаны с тем, что ему удалось конкретно прописать тот образ жизни и характеристики отдельной личности, которые типичны для мировой политической элиты наших дней. Современные гонители не могут ему простить того, что еще сто лет назад он продемонстрировал, каким образом морально привлекательный проект трансформируется в порочный образ жизни в сфере нравственной реальности. В работах Циолковского (несомненно, вопреки намерению самого автора) фактически осуществлено развенчание политического и научного лицемерия современного мира и тех опасностей, которые оно несет с собой.