ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРУЕМОЙ ЭВОЛЮЦИИ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ И СОВРЕМЕННОМ ТРАНСГУМАНИЗМЕ

ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРУЕМОЙ ЭВОЛЮЦИИ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ И СОВРЕМЕННОМ ТРАНСГУМАНИЗМЕ

© В.А.Агафонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.

1. Общей для русского космизма и современного трансгуманизма является проблематика иммортализма и регуляции Природы. Н. Ф. Федоров поставил задачу регуляции природных процессов во имя достижения бессмертия и воскрешения предков. Трансгуманизм основан на признании необходимости эволюции человечества, человеческого существа, его разума.

2. Регуляция природы предполагает и регулирование процесса ее эволюции, в том числе управление процессом эволюции человека. Этот процесс должен иметь цель и план, и независимо от цели иметь стабильную, устойчивую основу, содержащую в себе такой план.

3. Федоровская идея регуляции природы изначально содержит понятие о своей цели и смысле. Эта идея также основана на признании необходимости эволюции человечества. Перспективы космической эволюции человечества исследовал К. Э. Циолковский. Эволюционные процессы такого рода должны быть регулируемыми. Для этого они должны содержать в себе неизменное ядро, табуированное против вторжения в него со стороны эволюционирующего агента (или актора), частично меняющегося в ходе процесса. Это ядро соответствует «неотменимому антропоконтуру».

4. Человек и животные могут рассматриваться как автоматы, возникшие естественным путем. Постчеловек (трансчеловек) – это также частично детерминированный конечный автомат, который должен возникнуть в ходе регулируемой эволюции. Человека, в том числе эволюционирующего человека, можно рассматривать как самоинтерпретируемый программный текст, включающий программы врожденные, то есть обусловленные генотипом (разного рода инстинкты, в том числе и те, которые обеспечивают процесс мышления и переживания), и приобретенные, формируемые путем воспитания из знаний, в основном, представляющих собой усвоенные культурные достижения. Культурные достижения можно рассматривать как программы, управляющие поведением человека, но по отношению к генетическим программам они выступают в качестве данных, изменяющихся в онтогенезе. Культура как общечеловеческое достояние ощутимо меняется в историческом масштабе времени, но явно под воздействием генетически обусловленной «природы человека».

5. Одним из правил классического программирования, которое не только упрощает процесс программирования, но и обеспечивает предсказуемость его результатов, стало правило, сформулированное голландским программистом Дейкстрой. Правило гласит, что программа может менять только данные и не должна менять свой алгоритм. Правило (или принцип) Дейкстры особенно важен в процессе автоматизации программирования. В этом случае генерируемая программа выступает как данные по отношению к порождающей программе.

6. Изменчивость генома, который подвергается трансгуманистическому совершенствованию и корректировке, создает угрозу потери устойчивости и предсказуемости (а, значит, управляемости) эволюционного процесса. В частности, появляется опасность конвертирования неравенства социального в неравенство биологическое. Таких опасных последствий можно избежать, если роль неизменного алгоритмического ядра перейдёт к традиции и нравственности. Из них, с учетом и на базе учения Федорова, необходимо сформировать этическое ядро, на вмешательство в которое должно быть наложено табу. Именно этике (в том числе и биоэтике) придется стать стабильной основой программы управления эволюцией, эталоном, мерилом и ориентиром на ее пути. Этика может и должна обеспечить, путем выполнения принципа Дейкстры, достижение целей трансгуманистической эволюции в том виде, в каком их поставил Федоров.

7. Нынешние тенденции социальной эволюции выражаются в нарастании небратского состояния человечества и полной неуправляемости процессов развития. Одним из возможных и весьма вероятных результатов неуправляемой эволюции является вытеснение биосферы техносферой в сочетании либо с полным исчезновением человека, либо с погружением разума последнего в виртуальную реальность. Только управляемость и регулируемость трансгуманистической эволюции позволит избежать этой перспективы.