ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
© Н.Б.Бодин, В.Д.Оноприенко, И.О.Лаврухина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2007 г.
За 50 лет существования и развития практической космонавтики сама жизнь подтвердила пророчества С. П. Королева о том, что «Космонавтика имеет безграничное будущее, ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». Космонавтика – самое главное достижение научно-технической революции ХХ века и в ближайшей перспективе ХХI века поменяет расстановку сил в мире, выйдет на передовые рубежи обеспечения безопасности государства и изменит порядок жизни на всей планете Земля.
Разработка методики оценки состояния экономической безопасности ракетно-космической деятельности (РКД) требует решения ряда задач, которые включают в себя следующие основные проблемы:
1. Постановка общей задачи оценки состояния национальной экономической безопасности (НЭБ) по:
а) Координации деятельности, направленной на достижение национальных приоритетов;
б) обеспечению национальной экономической безопасности РКД России, отрасли, промышленности;
в) определению и прогнозированию будущего и РКД России;
г) установлению и реализации государственной политики и государственных услуг по организации РКД.
2. Методологические проблемы оценки состояния и изменения динамики безопасности требуют скорейшего решения по:
а) Уточнению «Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 01.01.2000 № 24), завершению и утверждению «Стратегии… и «Доктрины национальной безопасности Российской Федерации».
б) Определению угроз и их ранжированию в области экономической безопасности РКД России;
в) установлению состава пороговых (предельно-допустимых индикаторов) национальной экономической безопасности (НЭБ) для показателей РКД России;
г) обеспечению правовыми документами НЭБ РКД в области научного и социально-экономического развития РКТ и РКП.
3. Методологические проблемы формирования юридического и правового обеспечения национальной экономической безопасности РФ по пересмотру и утверждению:
а) Концепции национальной безопасности в части формирования угроз по РКД, Роскосмоса, РКП;
б) стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая дорабатывается с 2003 года по настоящее время, в части:
– формирования задач реструктуризации экономики и промышленности отрасли (РКП);
– установления принципов формирования интегрированных структур, холдингов и иных форм концентрации научно-производственных мощностей на прорывных технологиях;
– усиления роли государства в реформировании экономики, промышленности и капитала частного бизнеса;
в) доктрины национальной безопасности в части закрепления в государственных документах:
– исходных данных и основных показателей НЭБ РФ (исследования ведутся с 1998 года);
– уровней и диапазона пороговых (предельно допустимых индикаторов) НЭБ РФ, а также перевод их в показатели и пороговые значения в НЭБ РКД и НЭБ РКП;
– количественных и качественных показателей НЭБ РКД, НЭБ РКП и НЭБ предприятий.
4. Производственно – технологические проблемы сохранения промышленного и кадрового потенциала РКД России:
а) износ основных производственных и экспериментальных фондов;
б) старение и естественная убыль научных, научно-производственных и высококвалифицированных рабочих кадров;
в) низкая оплата труда на предприятиях РКП.
5. Финансово-экономические проблемы поддержания и сохранения научно-технического задела:
а) Существенное влияние оказывает неритмичность финансирования программных мероприятий. Основной объем выплат производится во второй половине года, что ведет к нарушению ритма основных производственных процессов, что в свою очередь ведет к необходимости брать банковские кредиты под гарантии заказчика, а это, учитывая высокие процентные ставки, неизменно приводит к увеличению цены разработки и производства РКТ;
б) значительные объемы недофинансирования в период прошлой ФКПР-2005 привели к значительному снижению научно-технического задела, что ведет к затягиванию практической реализации научно-технических решений по конкретным проектам РКТ;
в) существующий порядок формирования бюджета предусматривает определение объемных показателей на последующие три года планового периода на основе прогнозных оценок индекс-дефляторов, что не дает ответа на вопрос, как бюджет будет компенсировать фактические инфляционные потери (оценка закладываемого уровня инфляции всегда ниже фактического уровня инфляции, и она может быть уточнена только спустя 5 – 6 месяцев после утверждения бюджета).
Методологически экономическая безопасность является главной составляющей национальной безопасности, включая в себя целый ряд компонент – концепцию, стратегию, доктрину и целый ряд планов, программ и мероприятий.
Сегодня экономическую безопасность необходимо рассматривать как такое состояние экономики и производственных сил общества, при котором есть все необходимые средства и, ресурсы достаточные для самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства и конкурентоспособности продукции национальной экономики на мировом рынке.