ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

© А.А.Токарев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2007 г.

Существующие в настоящее время и разрабатывающиеся проекты многоразовых транспортных космических систем (МТКС) существенно различаются по своим параметрам и возможностям. В докладе рассматриваются варианты, полностью или частично МТКС, с горизонтальной или вертикальной посадкой и стартом, посадкой в точке старта или на удалении от нее.

Полностью многоразовые схемы позволяют осуществлять пуски:

– без необходимости выделения районов отчуждения под падение отработавших ступеней;

– снимать грузы с орбиты;

– использовать авиационную наземную инфраструктуру для посадки аппаратов самолетной схемы.

В то же время, к их недостаткам можно отнести повышенную стоимость разработки системы, значительный экономический и технический риск при ее создании. Более безопасная при нормальной эксплуатации, такая система может оказаться источником повышенного риска в случае нештатной ситуации. За счет отказа от зон отчуждения, падение аварийного аппарата может угрожать наземной инфраструктуре, районам хозяйственной деятельности и жизни людей.

Возможности частично многоразовых МТКС меньше, многие схемы не исключают необходимости зон отчуждения, не позволяют возвращать грузы с орбиты, имеют меньшую кратность использования. В то же время снижается срок реализации программы, уменьшаются возможные затраты, и риски в процессе создания. При использовании парашютной посадки «спасаемых» РБ в зоне отчуждения, с их последующей транспортировкой в район старта, в случае отказа системы спасения будет теряться только сам спасаемый аппарат. Никакой угрозы для наземной инфраструктуры и персонала не возникнет.

Задача прогнозирования характеристик перспективных МТКС связана с анализом задач МТКС, прогнозируемым объемом программы пусков, требованиям по ее возможностям, планируемыми уровнями безопасности эксплуатации системы.