РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА
© И.В.Вишев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.
Гуманистический пафос космической философии К.Э. Циолковского направлен на освобождение людей от страха перед смертью, на утверждение торжества жизни над трагическим финалом индивидуального человеческого бытия. Он исходил из представлений материализма, панпсихизма и неуникальности человеческого сознания, отождествления материи и Вселенной, из допущения о существовании вселенского разума, достигшего непредставимых для нас сегодня уровня и результатов своего прогресса. Вместе с тем этот дерзновенный мыслитель-гуманист, считая человеческую жизнь неоправданно короткой, допускал ее продление на тысячи лет, «когда и космические путешествия нам не покажутся страшными».
Допущение Циолковского о существовании вселенского разума (со всеми вытекающими последствиями) сегодня не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто. Предложенная им модель имеет бесспорное право на существование и вызывает неподдельный интерес. Но это отнюдь не означает, что полет творческой мысли, должен происходить лишь в сфере «грез» о Земле и Вселенной. Нужно различать стратегические и тактические задачи в развитии научного познания, смысл и значение решения которых наиболее адекватно обретаются именно через их взаимодействие.
Под этим углом зрения представляется вполне обоснованной и оправданной борьба не только с преждевременной, но и с естественной смертью. Наиболее полно и последовательно эти идеи рассматриваются в контексте концепции практического бессмертия человека, т. е. не в абсолютном, а относительном смысле этого понятия. Под ним понимается реальная возможность обретения людьми социально и биотически детерминированной способности жить неограниченно долго, без каких бы то ни было видовых границ, настолько долго, что в итоге можно было бы констатировать: человек стал практически бессмертным. Собственно говоря, примерно это имел в виду Циолковский, когда говорил о необходимости и достижимости многотысячелетней продолжительности человеческой жизни.
Сегодня особые надежды связываются с открывшейся реальной возможностью клонирования человека, которое позволит в перспективе не только получить необходимые для замены собственные органы и ткани, но и восстановить утраченную жизнь как в телесной, так и личностной идентичности.