САМОЛЁТ ТУ-104АК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ КОСМОНАВТОВ - ЭКСПОНАТ МУЗЕЯ ВВС РОССИИ
© П.В.Крапошин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2007 г.
Самолёт для тренировки космонавтов как музейный предмет в российских музеях космонавтики встречается редко. С 1967 до 1979 г. в Центре подготовки космонавтов для тренировки на невесомость использовалось три самолёта Ту-104. Один из них хранится в музее ВВС России. Второй – на Украине, в заводском музее Харьковского авиационного завода, где был построен. Третий – предназначался для музея Центра подготовки космонавтов. Из-за экономического кризиса начала 90-х гг. передача самолёта не состоялась. Самолёт по сей день находится на стоянке аэродрома Чкаловский, где базируются самолёты лётного комплекса ЦПК.
Изначально для тренировки на невесомость использовался самолёт МиГ-15УТИ, но он не позволял провести тренировки в полном объёме из-за ограниченности пространства кабины и сравнительно небольшой продолжительности полёта. Нужен был крупный самолёт. Единственным подходящим самолётом был Ту-104. Это был первый отечественный реактивный пассажирский самолёт, к тому времени уже освоенный в серийном производстве. Самолёты были переоборудованы в ЛИИ им. М. М. Громова, откуда изначально и осуществлялись полёты. Силами ЛИИ были переоборудованы два серийных самолёта Ту-104 – СССР-42394 и СССР-42396. Первый самолёт использовался для испытания в невесомости приборного оборудования, агрегатов, а также модели лунного самоходного аппарата «Луноход-1». Для тренировки космонавтов использовался самолёт с бортовым номером СССР-42396. Этот Ту-104 использовался не только для тренировки самих космонавтов, на нём осуществлялись полёты с животными. Первыми пилотами были лётчики-испытатели ЛИИ С. Н. Анохин, Амет-Хан Султан, В. П. Васин.
В 1967 г. лётный комплекс ЦПК получил свои самолёты Ту-104АК. Самолёт Ту-104АК, экспонирующийся в музее ВВС в Монине, был изготовлен в 1958 г. на Харьковском авиазаводе и поступил в 235-й лётный отряд. Бортовой номер, который имел самолёт – СССР-42390. С этим номером самолёт эксплуатировался в гражданской авиации. Самолёт выполнял рейсы по литере А. В 1962 г. самолёт был передан в аэропорт Шереметьево, в 1964 г. – в Домодедово, где он эксплуатировался до 1967 г., когда был передан лётному комплексу ЦПК. Переоборудование самолёта осуществлялось на авиаремонтном заводе № 400 гражданской авиации во Внуково (там же осуществлялся его плановый ремонт).
Самолёт был списан в 1979 г., когда окончился срок его эксплуатации. После списания он был передан музею ВВС