СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПНЕВМАТИКОВ КОЛЁСНЫХ ПАР КОСМИЧЕСКИХ САМОЛЁТОВ НА ЭТАПАХ ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПНЕВМАТИКОВ КОЛЁСНЫХ ПАР КОСМИЧЕСКИХ САМОЛЁТОВ НА ЭТАПАХ ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ

© Е.А.Линкина, А.А.Денисенко, М.В.Богачёв
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2007 г.

Известно, что разрушение пневматиков колёсных пар летательных аппаратов (ЛА) на этапах взлёта и посадки способно привести к созданию аварийной обстановки и аварии. Причиной их разрушения, как правило, является потеря свойств материалов самих пневматиков (шин) вследствие падения давления в них, перегрева или попадания постороннего предмета. С целью предупреждения этих аварий предлагается система контроля технического состояния пневматиков колёсных пар ЛА в процессе их движения по взлётно-посадочной полосе. Чувствительные элементы этой системы выполнены в виде миниатюрных магнитов, установленных на внутренней поверхности шин через равные интервалы, точка Кюри которых соответствует предельно допустимой температуре нагрева шин. Например, термочувствительный элемент из материала 80%Ni, 20%Mn обладает точкой Кюри, равной 95°С. Параллельно с этими термочувствительными элементами в шинах располагаются контрольные магниты (магнитопроводы), точка Кюри которых значительно выше допустимой температуры нагрева шин. При нагреве чувствительных элементов (термочувствительных магнитов) они теряют свои магнитные свойства, что приводит к изменению потока импульсов, индуцируемых в электромагнитных датчиках. Попадание постороннего предмета в шину приводит к специфическому изменению потока указанных импульсов, фиксируемому измерительной схемой, подключенной к бортовой вычислительной машине.

Применение предлагаемой системы позволит повысить безопасность полётов как существующих космических ЛА многоразового использования, так и перспективных гиперзвуковых ЛА на наиболее опасных этапах их использования – взлёте и посадке.