СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЁТОВ-НОСИТЕЛЕЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТИПА «МАКС»
© К.Н.Матюхин, В.С.Мухтаров, С.П.Тюрин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2007 г.
Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС) представляет собой двухступенчатый комплекс, состоящий из самолета-носителя (первая ступень), на котором устанавливается орбитальный самолет со сменными целевыми модулями (в пилотируемом или беспилотном варианте) с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива, или блок выведения с полезным грузом (вторая космическая ступень).
В функциональный состав МАКС также входит комплекс средств аэродромного и технического обеспечения и средства автоматизированной системы управления, а также средства заправки компонентами криогенного топлива.
В качестве самолёта-носителя предполагается использование самолёта Ан-225 «Мрия» разработки АНПК им. Антонова (Украина, Киев), способного базироваться на обычных аэродромах 1 класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами наземного технического и посадочного комплекса. Взлётный вес системы при этом составляет 620 тонн.
Однако в настоящее время НПО «Молния» разрабатывает проект сверхтяжёлого самолёта-транспортировщика М-1000 «Геракл» с взлётной массой 900 тонн, способного базироваться на внеклассных аэродромах или на аэродромах первого класса с доработанными при необходимости рулёжными дорожками. Триплан «Геракл» разработан по двухфюзеляжной схеме, с размещением подвесных модулей между фюзеляжами под центропланом крыла, обладает следующими преимуществами: использование несущих свойств всех трех плоскостей триплана и размещение груза на внешней подвеске значительно снижают нагрузки на конструкцию и обеспечивают существенное – до 20% снижение размеров и массы самолета по сравнению с традиционными схемами. При одинаковых габаритах грузоподъемность «Геракла» в полтора раза выше, чем у самолета АН-225 «Мрия». Имеющаяся на «Геракле» система подъема и опускания грузов сокращает цикл и упрощает операции погрузки и разгрузки, не требуя оснащения аэродрома громоздкими кранами.
В отличие от самолёта-носителя Ан-225, на производство которого не требуется введения дополнительных производственных мощностей, проект М-1000 требует дополнительных финансовых затрат на окончание разработки и производство. Поэтому требуется провести анализ экономической эффективности использования каждого из самолётов-носителей в системе воздушного запуска орбитальных самолётов типа «МАКС» с целью определения показателя «эффективность-стоимость».