ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ЛУННОЙ ГОНКИ 1960-1974 ГГ.
© В.М.Петраков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2007 г.
В настоящее время вновь возвращаются к вопросам пилотируемых полётов на Луну. Предлагаются различные схемы и корабли для осуществления этих полётов. Не отрицая возможностей таких полётов, необходимо отметить следующее.
В российской космической программе 2006-2015 гг. такие полёты не предусмотрены. Однако в следующую космическую программу, рассчитанную на 30-40 лет, они могут войти. Но для их реализации необходимы не только финансовые ресурсы и соответствующая ракетно-космическая техника. Необходимо учесть и опыт создания, и опыт эксплуатации такой техники. В первую очередь это относится к лунной гонке (как часто её называют) между СССР и США в 1960-1974 гг.
Заместитель С. П. Королёва С. С. Крюков в одном из интервью на вопрос о том, слетали бы мы на Луну, если бы остался жив Королёв, ответил отрицательно. На такой же вопрос совсем недавно («Известия», 29.03.07) другой заместитель Королёва академик Б. Е. Черток также дал аналогичный ответ. Почему эти два человека так утверждают? Видимо, у них для этого есть основания, тем более, что оба они непосредственно занимались программой «Н-1»-«Л-3».
Это же подтверждается и анализом, проведённым автором данной статьи с учётом технических возможностей, временных рамок и организационных мероприятий. Необходимо также отметить, что, к сожалению, С. П. Королёвым, как и К. Э. Циолковским, многое было сделано не благодаря, а вопреки некоторым субъективным и объективным обстоятельствам, часто существенным. Необходимо также отметить, что опыт (и положительный, и отрицательный) создания «Н-1»-«Л-3» был учтён при создании ракетно-космической системы «Энергия»-«Буран». Была также изменена методология проведения испытаний и подготовки изделия для запуска.