ЦИОЛКОВСКИЙ: «ОТ РАЗУМА КОСМОСА» К РАЗУМНОМУ ПОСТУПКУ ЧЕЛОВЕКА
© А.С.Стрельцов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2007 г.
1. Философская система К.Э. Циолковского включает в себя почти все разделы философской мысли: от онтологии (монизма Вселенной), антропологии, теории общества до серьезных оснований логики и методологии науки. Большой ученый входит в историю науки, прежде всего, своим мышлением, теми приемами и способами, которыми сделаны были открытия и получены научные результаты. С этих позиций Циолковский интересен и мало изучен.
2. Проблемы познания и рациональности в творчестве Циолковского были предметом исследования В. В. Казютинского, В. М. Мапельман, В. И. Алексеевой и других авторов, но совсем не ставилась проблема соотношения мирового космического разума (одного из постулатов русского космизма) с разумом отельного человека, который должен себя проявить в своей деятельности.
3. «Разум Космоса» и разум человека – как они соотносятся? Как Целое и Часть или как независимые субстанции? Или как проявление одного в другом? Эти методологические вопросы совсем не простые и имеют немаловажное значение для понимания многих проблем жизни человека и общества. Они ставились и решались в трудах Циолковского.
4. Именно в этих проблемах проявилась антиномичность мышления великого ученого. В размышлении над ними автор порою непоследователен или слишком рационален и строг. Здесь были сделаны выводы, эпатирующие современного человека, но, может быть, являясь ложными, с точки зрения современной морали, они станут истинными в иных и новых условиях?
5. На первый взгляд, Циолковский однозначно стоит на позициях преобладания рационального метода познания. Как тогда отнестись к его требованиям: все проверять в опыте? «Только опыт жизни может решить вопрос, насколько и до какой степени полезна свобода промышленности, торговли и кредита» (К. Э. Циолковский «Мысли о лучшем общественном устройстве»).
6. Совершенно справедливо и по-современному звучит тезис Циолковского о необходимости определения границ применения разума. Ученый за применение разума в жизни человека и общества, все должно иметь рациональное начало. Но в его работах мы найдем и вопросы, в каком масштабе и при каких условиях мы должны ограничить разум. Но чем тогда руководствоваться?
7. Как итог мыслей Циолковского о разумной жизни выступает его убеждение в истинности евангелистского положения о том, что в земной жизни мы готовим себя к жизни загробной и вечной. Правильность поступков человека определит только переход в иное состояние, в лоно мирового разума. Проверить в опыте данное положение невозможно, его принимаем на веру. И вновь проблема соотношения разума, веры и истин жизни. Нужно идти к Циолковскому, вместе с ним ставить точки над «и» и искать ответы для того, чтобы быть человеком!